Летопись Самарского филиала Дорпрофжел
Первые профессиональные общественные организации железнодорожников на Самарском и Сызранском железнодорожных участках появились на заре XX века на волне общероссийского забастовочного движения.
10 января 1905 г. в Самару пришли известия о невиданной, сто сорокатысячной манифестации в Петербурге и ее расстреле. Солидарность с питерцами и протест против кровавой расправы охватили и либералов, и революционеров. По выражению «Самарского курьера», после Самара зажила «чисто вулканической жизнью».
13 января около 50 строителей железнодорожного моста, подучив отказ на просьбу о прибавке поденной платы, бросили работу и двинулись по полотну железной дороги к вокзалу, присоединяя к себе других рабочих. К депо подошло около 200 человек. На ликвидацию конфликта был послан наряд железнодорожной полиции, при приближении которого рабочие разбежались. Главных «зачинщиков», Баркова и Тындина, позднее арестовали.
18 января началась забастовка в Самарских железнодорожных мастерских. По распоряжению начальника дороги некоторые требования работников были удовлетворены: увеличена подённая плата чернорабочим, администрации было запрещено употреблять грубые обращения к мастеровым и рабочим и т.д.
К весне 1905 г. многочисленные стачки, почти все исключительно экономические, стали обыденным явлением жизни в Самаре. Особенно значимым было движение железнодорожных рабочих и служащих, начавшееся в феврале и продолжавшееся несколько месяцев.
17 февраля избранные представители железнодорожников составили обширную (49 пунктов) петицию, учитывающую интересы рабочих и служащих, машинистов и сторожей, кадровых железнодорожников и мальчиков. Во время многочисленных собраний выделились те, кто в скором времени возглавит железнодорожный стачечный комитет – эсеры юрисконсульт К.Г. Гладков, инженер А.Д. Осеев. Совет управления железной дороги удовлетворил лишь некоторые второстепенные требования забастовщиков. Тем не менее, единение, достигнутое железнодорожниками, превратило их в скором времени в крупную политическую силу.
После создания в апреле 1905 г. Всероссийского железнодорожного союза (ВЖС) на крупных узлах, станциях, депо, мастерских стали формироваться профессиональные объединения. В Самаре организаторами союза мастеровых и рабочих железнодорожного транспорта стали слесари железнодорожных мастерских Александр Буянов и братья Василий и Александр Кузнецовы.
2 мая 1905 г. в Самаре вспыхнула очередная волна забастовок. В них приняли участие и железнодорожники. 3 мая помощник начальника Самаро-Златоустовской дороги Возвиженский докладывал:
»Мастеровые Самарских мастерских обратились с заявлением о 8-часовом рабочем дне и увеличении заработка. На следующий день … в 11 утра мастеровые работы оставили… Объяснения по поводу того, что решать поставленные требования может только начальник дороги, а он находится в командировке, приняты не были. Мастеровые заявили, что по возвращении начальника дороги в Самару, к нему явятся их выборные».
5 мая выборные предъявили начальнику дороги А.В. Свинцову свои требования, дополнив их положением об «установлении ежегодных двух недельных отпусков с сохранением содержания, отмене штрафов». Руководство согласилось только на отмену штрафов и небольшое повышение зарплаты самым низкооплачиваемым работникам. Противостояние продолжалось до тех пор, пока начальник дороги не согласился на увеличение подённого жалования.
6 октября 1905 г. Центральное бюро ВЖС приняло решение о начале всеобщей стачки железнодорожников. 11 октября прекратили работу телеграфисты Самаро-Златоустовской дороги, а вслед за ними и все железнодорожные служащие. 12 октября забастовали рабочие железнодорожных мастерских и депо – движение стало. На самарском вокзале произошли столкновения с вызванными для охраны порядка казаками. В этот же день за Волгой состоялся многолюдный митинг. По описанию «Самарскогого курьера», на нем присутствовало несколько тысяч человек, в большинстве – рабочие и железнодорожники.
Самарские железнодорожники поддержали все требования Центрального бюро ВЖС (Учредительное собрание, демократические свободы и т.д.) и присовокупили к ним собственные – экономические (прибавка жалованья, выдача обмундирования, устройство больничного фонда), так что петиция вышла объемная, на 37 листах.
14 октября, на другой день после избрания в Самаре общегородского стачечного комитета, в котором преобладали социал-демократы, был сформирован железнодорожный стачечный комитет (20-25 человек), главную роль в котором играли эсеры. Железнодорожники обращались к начальству только через комитет, в свою очередь, административные распоряжения исполнялись только после одобрения комитета. Для распространения своих постановлений стачком располагал телеграфом и «пролетарским поездом». По примеру Самары, с помощью «пролетарского поезда», стачкомы в считанные дни возникли на станциях Абдулино, Кинель, Кротовка, Похвистнево.
После социалистической революции 1917 г. железнодорожные профсоюзы помогали организовывать помощь беженцам и раненым, голодающим промышленным центрам, сбор вещей для Красной Армии.
К маю 1919 г. на всех железных дорогах страны были сформированы участковые профсоюзные комитеты (учкпрофсожи), а в депо и на станциях – местные комитеты. В этот период на Самаро-Златоустовской железной дороге появился и Самарский учкпрофсож. В июне 1920 г. на основании постановления Цекпрофсожа учкпрофсожи были переданы в ведение созданных Дорожных комитетов профсоюза (Дорпрофсожей).
Осенью 1946 г. на железных дорогах СССР были организованы 274 отделения. На дороге им. Куйбышева, наряду с другими, были организованы Куйбышевское (с 1991 г. – Самарское) и Сызранское отделения. 15 февраля 1947 г. президиум Дорпрофсожа постановил избрать в этих отделениях районные комитеты профсоюза – райпрофсожи.
В 1960 г. Сызранское отделение вошло в состав Куйбышевского на правах подотдела. В 1970 г. Сызрань стала центром Волжского отделения, а с октября 1997 г. – Волжского филиала дороги, который в 1999 г. вошел в состав Самарского отделения.
В 2005 г., в соответствии с новыми требованиями Устава РОСПРОФЖЕЛ и Постановлением пленума Дорожного комитета профсоюза № 7.2 от 19.05.2005. райпрофсожи были переименованы в Территориальные комитеты профсоюза на отделениях дороги.
В октябре 2010 г. во исполнение Постановления IX Пленума ЦК РОСПРОФЖЕЛ «О территориальных организациях РОСПРОФЖЕЛ» и Постановления президиума комитета Дорпрофжел № 56.6 от 27.10.2010 г. территориальные организации РОСПРОФЖЕЛ, действующие в бывших отделениях дороги, были присоединены к Дорпрофжел.
В ноябре 2010 г. Постановлением XII Пленума комитета Дорпрофжел на Куйбышевской дороге № 12.04 были образованы региональные филиалы Дорпрофжел – Пензенский, Самарский, Башкирский и Волго-Камский. Их функции – представлять и защищать интересы Дорпрофжел как юридического лица в регионах магистрали.
Руководители Самарского филиала Дорпрофжел
Старостин Сергей Михайлович |
2019 – нв |
Буланов Алексей Викторович |
2017 – 2019 |
Будяшкин Александр Николаевич |
2013 – 2017 |
Орешков Олег Викторович |
2010 – 2012 |
Председатели районных (территориальных) комитетов профсоюза
в отделениях дороги:
Самара (Куйбышев)
Орешков Олег Викторович |
2009 – 2010 |
Бабынькин Вианор Петрович |
1994 – 2009 |
Захаров Владимир Васильевич |
1986 – 1994 |
Ищенко Михаил Федорович |
1975 – 1986 |
Осьминин Трофим Иванович |
1963 – 1975 |
Кулемин Иван Романович |
1961 – 1963 |
Попов Николай Яковлевич |
1954 – 1961 |
Жигулин Трофим Сергеевич |
1947 – 1954 |
Покровский Алексей Сергеевич |
1946 – 1947 |
Мишин |
1944 -1946 |
Абрамов |
1919 – 1920 |
Сызрань
Торшин Виктор Иванович |
1994 – 1999 |
Горлов Юрий Георгиевич |
1984 – 1994 |
Макаров Борис Васильевич |
1970 – 1984 |
Молчанов |
1944 – 1950 |
Абдулино
Антонов |
1946 |
Жигулин |
1944 – 1945 |