счетчик посещений

     
Архив новостей:
О погоде:

Год под землёй

Более 207 млн. руб. заработал в прошлом году на перевозках пассажиров метрополитен Самары. Еще 62 с лишним млн. (на 12,4% больше, чем в 2012 году) подземка получила от прочей деятельности – сдачи площадей в аренду, размещения рекламы, оказания услуг связи и т.д. Об этом сообщил директор предприятия Сергей Шамин в ходе конференции, посвященной итогам реализации Коллективного договора между работодателем и работниками. В мероприятии участвовал первый зампред территориальной организации Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Николай Володин.

В самарском метро трудятся более тысячи человек, и если в 2009-2012 численность коллектива неуклонно уменьшалась, то в 2013 году обозначился небольшой рост. Он был обусловлен расширением штата некоторых служб и бэби-бумом – в отпуска по рождению детей ушли более двух десятков работниц, и их рабочие места занял временный персонал.

Между тем, самый скоростной, безопасный и экологичный муниципальный транспорт продолжает оставаться дотационным. В 2013-м затраты метрополитена составили 612,3 млн. руб., и почти половину этой суммы оплатили бюджеты города (257,7 млн.) и губернии (40,1 млн.) в качестве субсидирования стоимости проезда.

По словам руководителя метрополитена, все гарантии в сфере оплаты труда, включенные в Коллективный договор, предоставлялись в полном объеме. Предприятие выплачивало надбавки за работу во вредных и опасных условиях труда, в ночную смену, в выходные и праздничные дни, за совмещение профессий и расширение зоны обслуживания, за наставничество и ряд других. Кроме того, материально поощрялись рационализаторство и профессиональное мастерство. Так, более 40 работников получают надбавку за высокое качество работы.

В соответствии с Коллективным договором работникам предоставляли материальную помощь, денежный бонус при увольнении на заслуженную пенсию, пособия по уходу за детьми от 1,5 до 3-х лет, оплачивали дополнительный отпуск по беременности.

Дважды, на 5 и 6 процентов, проводилась индексация тарифных ставок и окладов. В общей сложности затраты на оплату труда составили почти 44% от всех расходов, а среднемесячная зарплата достигла уровня 21779 руб. «Однако это заметно ниже, чем в среднем по городскому округу Самара», – заметил Николай Володин.

Именно этот фактор, как правило, и обуславливает текучесть кадров. По сравнению с 2012 годом она снизилась, но все еще заметна. Средний показатель – 11,5%, и он существенно выше в автомобильном хозяйстве, в подразделении транспортной безопасности и службе движения, а чаще всего увольняются работники со стажем до трех лет.

Как отметил председатель профсоюзной организации метрополитена Игорь Сидякин, должное внимание уделялось охране труда. Запланированные мероприятия по улучшению условий труда, производственного быта и снижению профессиональных рисков выполнены. Объем их финансового обеспечения оказался существенно выше оговоренного – 1,21 вместо 0,2 процентов от эксплуатационных расходов (2012 г. – 1,06%, 2011 г. – 0,65 %). В денежном выражении это более 7 млн. руб. Значительные суммы выделены на приобретение электро- и пневмоинструмента, различных устройств, облегчающих труд, сплит-систем, светильников нового поколения, оборудования для комнат приема пищи.

В соответствии с нормами организовано обеспечение работников молоком или его заменителями, смывающими и обезвреживающими средствами. По данным администрации, на эти цели израсходовано почти 1,3 млн. руб.

Несколько нареканий прозвучало в адрес системы обеспечения спецодеждой и спецобувью. Выяснилось, что имели место случаи нарушения сроков их выдачи. Работницы посетовали, что порой приходится носить форму, сшитую не по женским лекалам. На некоторых рабочих местах женщинам выдают халаты, хотя объективно комфортнее работать в брюках или в комбинезонах.

Организация труда в метрополитене специфична. Предприятие функционирует сутки напролет: днем – перевозки, ночью – профилактика и техническое обслуживание. При этом более 60 процентов работников, в том числе более 260 женщин подвергаются воздействию вредных или опасных производственных факторов.

- Трудовое законодательство и Коллективный договор гарантируют таким работникам ряд льгот и компенсаций: дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день, более высокую оплату труда, досрочный выход на пенсию и другие. Кроме того все работники застрахованы от несчастных случаев на производстве и в быту, а члены профсоюза обеспечены еще и дополнительной страховкой. В минувшем году вторую выплату по такой страховке получили 34 работника, – делится Сидякин.

В интересах коллектива продолжает функционировать турбаза метрополитена «Голубой экспресс» на острове Поджабный. В прошлом году на льготных условиях здесь отдохнули 346 работников и членов их семей.

Говоря о перспективах нынешнего года, Сергей Шамин сообщил, что ожидается некоторый рост доходов от перевозок пассажиров. Вместе с тем расходная часть бюджета предприятия тоже увеличится, а транш из городского бюджета, напротив, утвержден в существенно меньшем объеме, нежели в 2013 году.