2011-11-18
Отнять часок-другой
Удивительную «заботу» о некоторых своих работниках проявило руководство Пензенского центра организации работы железнодорожных станций, установив им перерывы для отдыха и питания. Казалось бы, обед – дело святое. К тому же предоставлять такие перерывы предписывает и Трудовой кодекс РФ. Однако эта инициатива оказалась не по душе правовой инспекции труда территориальной организации профсоюза на Куйбышевской магистрали. И вот почему.
Как известно, время перерыва для отдыха и питания работник вправе использовать по своему усмотрению. Ведь оно не включается в счет рабочего времени и не оплачивается. Но как же быть тем, кто по условиям производства не может покинуть рабочее место? Часть третья статьи 108 Трудового кодекса РФ дает конкретный ответ на этот вопрос: работодатель обязан обеспечить этим работникам возможность отдыха и приема пищи в рабочее (то есть в оплачиваемое) время. То есть работник может перекусить, но, в тоже время, не упускает производственный процесс из-под контроля. Этот существенный нюанс в Пензенском ЦОРС проигнорировали и приказным порядком установили неоплачиваемый перерыв, например, операторам органов обработки текущей информации, сигналистам и т.д. С любопытным обоснованием: в целях «экономии фонда оплаты труда и ликвидации часов сверхурочной работы». Неправомерную схему вскрыла в ходе проверки станции Рузаевка правовой инспектор труда Пензенского филиала Дорпрофжел.
К сожалению, подобные примеры нарушения трудового законодательства не единичны. Только в октябре правовые инспекторы выявили аналогичные факты нарушений прав работников на ряде предприятий, функционирующих в зоне действия магистрали. В эксплуатационных вагонных депо Октябрьск и Пенза не оплачивают перерывы сменным осмотрщикам-ремонтникам вагонов; в Специализированной путевой машинной станции № 330 - машинистам компрессорных установок, сторожам (вахтерам), освобожденным бригадирам, работающим по графику 12-часовых смен; в Эксплуатационном локомотивном депо Пенза – сменным нарядчикам и дежурным стрелочного поста.
В ряде организаций проявляют изобретательность иного плана, но также направленную на то, чтобы вывести за рамки оплаты часть рабочего времени. Так, по данным профсоюзной инспекции труда, в Вагонном ремонтном депо Сызрань, Октябрьской и Кротовской дистанциях пути решили не учитывать и не оплачивать водителям время медосмотра перед выездом и после возвращения. А это является прямым нарушением Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, утвержденного приказом Минтранса РФ № 15 от 20.08.2004.
В Эксплуатационном локомотивном депо Пенза не оплачивают время предрейсового медосмотра локомотивным бригадам, задействованным в маневровом движении. Будто бы и не существует приказа Минтранса РФ № 154 от 16.07.2010 «Об утверждении порядка проведения обязательных предрейсовых или предсменных медицинских осмотров на железнодорожном транспорте общего пользования», который четко устанавливает, что такие осмотры проводятся в рабочее время, а именно – в начале рабочей смены. И это еще не все. Бригадам не оплачивают время следования до назначенного места работы. Твердо стоят на своем финансисты: не сами, мол, придумали, а приказом соответствующим руководствуемся. Но это перед работниками можно развести руками. Перед инспектором труда профсоюза не получается. Знает инспектор, что пункты приказа, на которой ссылаются в депо, более пяти лет назад были признаны Верховным Судом РФ недействующими (решение № ГКПИ 05-1506 от 19.01.2006).
В Круглопольской и Пензенской дистанциях пути свои странности в подсчетах рабочего времени. Здесь забывают учесть и оплатить людям время, затраченное на сопровождение вагонов-путеизмерителей, особенно в выходные дни. А вот в Нижнекамском Центре организации работ железнодорожных станций и в Октябрьской дистанции СЦБ поступили еще более радикально – не просто провели с работниками технические занятия во внерабочее для них время, но и не оплатили этот вызов на работу.
Впрочем, все октябрьские рекорды по «прощенным часам», были побиты в Эксплуатационном вагонном депо Дёма. На 4 квартал Куйбышевская дирекция инфраструктуры выделила этому предприятию фонд оплаты труда для 955 работников. Фактически же среднесписочная численность депо составляла 1000 человек (по данным октября). То есть для 45 человек средства на зарплату не были заложены. И никаких приказов о сокращении численности работников, письменных распоряжений об изменениях в штатном расписании депо и т.д.
Из нездоровой ситуации руководство депо вышло по-свойски – издало приказ, который установил два технологических перерыва по 30 минут для 12-часовых смен в ряде пунктов технического обслуживания вагонов и опробования тормозов (Инзер, Аллагуват, Аша, Белорецк, Бензин, Загородняя, Мелеуз, Приютово, Раевка, Салават, Туймазы, Кумертау, Черниковка, Миньяр, Кандры, Карламан, Стерлитамак). Без каких бы то ни было официальных изменений в технологическом процессе, Правилах внутреннего трудового распорядка. Другими словами, в нарушение трудового законодательства в депо были установлены неоплачиваемые перерывы в сфере непрерывного цикла производства. Разумеется, столь очевидная несправедливость не осталась без внимания правовых инспекторов труда профсоюза.
Как отмечает главный правовой инспектор труда Дорпрофжел на Куйбышевской железной дороге Людмила Куценко, по всем указанным выше фактам правовая инспекция труда профсоюза вынесла представления об устранении нарушений и выплате людям необоснованно недоплаченных средств. Ряд предприятий уже отреагировали на замечания. Так, в Пензенском центре организации работы железнодорожных станций отменено распоряжение о введении перерывов сменным работникам станции Рузаевка, произведен перерасчет оплаты труда. В Октябрьской дистанции СЦБ работникам оплатили часы технической учебы, проведенной в период межсменного отдыха.