Когда нужда зовет
Накануне Всемирного дня туалета (World Toilet Day) технические инспекторы Дорпрофжел на Куйбышевской железной магистрали провели своеобразную ревизию этих объектов, чтобы оценить их состояние и устремленность к развитию.
Ватерклозеты (WC) и сортиры, гальюны и отхожие места, нужники, ретирадники и уборные, туалеты и санузлы – как их только не называли в разные времена. В эти дни эта важная и неотъемлемая часть истории цивилизации вновь в центре мирового внимания.
Вот и на Куйбышевской железной дороге оценили продвижение трехлетней программы обустройства производственных туалетов. В прошлом году в подразделениях создали или привели к нормам 19 санузлов, в текущем – еще 24 из 29 запланированных.
«Объектов с достойным уровнем комфорта на линиях все больше. Среди них целый ряд путейских санузлов на станциях Димитровград, Нурлат, Погрузная, Клявлино, в табельных на станциях Жигулевское Море, Коптевка, Новообразцовая, в бытовом корпусе эксплуатационного локомотивного депо Ульяновск и в ПТО вагонников на станции Сызрань», – отмечает главный технический инспектор труда Дорпрофжел Наиля Шарипова.
К сожалению, неизжитой пока проблемой остается наличие уличных туалетов для работников. Как правило, они не отапливаются, не оснащены современными системами очистки сточных вод, а их обслуживание не налажено.
К примеру, работники подразделений Башкирского центра организации работы железнодорожных станций размещены в более чем 280 зданиях, и только 121 объект оснащен теплыми туалетами, а в 73 случаях это уличные домики безвестного зодчего.
Неприглядные продуваемые туалетные конструкции используют дежурные по переездам Димитровградской дистанции пути на 962, 989, 985, 1009, 1017, 1077, 1130 километрах. На линии Ульяновской дистанции пути эксплуатируется более 30 уличных туалетов, большей частью требующих ремонта.
«Общая беда в том, что у подавляющего большинства уличных туалетов нет ответственного хозяина, который бы поддерживал их в достойном состоянии. Сооружения эти не числятся на чьем-то балансе, а потому средства на их ремонт и обслуживание не заложены. Все ложится на плечи самих дежурных по переезду, которые вынуждены заниматься этим на общественных началах», – констатирует технический инспектор Волго-Камского филиала Дорпрофжел Андрей Погодин.
Это не просто о комфорте, но и о человеческом достоинстве и здоровье. Грязные и холодные туалеты унижают, бьют по самосознанию, деморализуют. Во всяком случае, это явление не из тех, что способны вдохновлять на трудовой порыв.
Есть подразделения, где туалеты отсутствуют и вовсе. Например, в табельных неотложных бригад на станциях Ульяновск-Центральный и Шентала, в ПТОЛ сервисного локомотивного депо Бугульма.
«Основное деповское производство находится в 400 метрах, здесь же базируется эксплуатационное локомотивное депо, но там слесарям не особо рады. Вот и приходится ремонтникам искать укромные места по близлежащим кустам. Руководители депо меняются, а планы по устранению замечаний так и остаются на бумаге», – отмечает Погодин.
Всемирный день туалета общественность впервые отметила 19 ноября 2002 года, а придумала его Всемирная туалетная организация, образованная годом ранее. В 2013 году Генассамблея ООН официально утвердила статус даты. Резолюция, подписанная 122 странами, призвала правительства принимать меры по обеспечению населения к санитарным услугам и совершенствованию системы стандартов туалетов.
Координатором мероприятий в рамках Всемирного дня туалетов является организация ООН-Вода (UN-Water). Она же управляет веб-сайтом, посвященному Всемирному дню туалета (https://www.unwater.org).
Сегодня этот день продолжает напоминать о том, что 3,6 миллиарда человек в мире живут без доступа к безопасной санитарии, а 2,5 миллиарда вообще не имеют доступа к туалетам или просто уборным с выгребной ямой. Есть среди них и россияне. Каждый пятый житель России не имеет доступа к централизованной канализации. Большинство таких семей пользуются туалетами вне дома с выгребными ямами.