14.12.2011
Улучшение условий труда выгодно для всех
Качество условий труда и санитарно-бытового обслуживания работников отраслевых предприятий стал главной темой очередного Пленума комитета территориальной организации профсоюза на Куйбышевской железной дороге. В работе Пленума участвовали главный правовой инспектор труда РОСПРОФЖЕЛ Яков Купреев, замначальника дороги по безопасности и режиму Сергей Маркин, главный инженер Куйбышевской дирекции управления движением Игорь Ларин, руководители различных звеньев.
Как отметил председатель Дорпрофжел Михаил Миронов, профсоюз последовательно выступает за сокращение объемов тяжелого ручного труда, снижение влияния вредных производственных факторов на рабочих местах. Профкомы добиваются предоставления работникам льгот и компенсаций за работу во вредных условиях, осуществления мероприятий по оздоровительной реабилитации.
В последние годы условия труда на целом ряде предприятий существенно улучшились. Достойные производственные и бытовые условия созданы почти для всех оперативно-распорядительных работников станций, на всех пунктах вагонников-эксплуатационников. В текущем году почти на 120 объектах железнодорожного транспорта магистрали проводился капитальный или текущий ремонт. Это вокзалы и посты ЭЦ, пункты обогрева и компрессорные, дома отдыха локомотивных бригад.
- Тем не менее, должный порядок в сфере охраны труда наведен далеко не везде, – отметил Михаил Миронов. – Только в структурных подразделениях дороги 45% рабочих мест не соответствуют нормам. Высока доля ручного труда, немало нареканий к работе систем вентиляции, отопления. Ряд производств характеризуются повышенной загазованностью и недостаточной освещённостью. Есть еще бытовые помещения без элементарных удобств: водоснабжения, мест для приема пищи, необходимой мебели. На многих предприятиях, а у путейцев на большинстве, в нарушение трудового законодательства, не организована стирка или химчистка спецодежды.
Требуют ремонта объекты путейцев на станциях Ульяновск-3, Охотничья, Верхняя Терраса, Шакша, Бензин. Отсутствуют сушилки в бытовках на станциях Бензин, Черниковка-Восточная, Кривозеровка, Шнаево, на некоторых участках Октябрьской и Сызранской дистанций пути. Члены комитета Дорпрофжел подчеркивали, что руководители, а главное профсоюзные органы на местах зачастую проявляют равнодушие к обустройству рабочих мест и уровню содержания бытовых помещений. Недопустимо медленно осуществляется процесс аттестации рабочих мест по условиям труда.
По-прежнему высок объем сверхурочной работы локомотивных бригад. К октябрю этот показатель вырос в 13,4 раза по сравнению с аналогичным периодом 2010 года и составил почти 820 тысяч часов. Некоторые машинисты выработали более 300 и даже 400 сверхурочных часов, хотя трудовое законодательство допускает только 120.
- Хозяйственники и комитеты профсоюза должны уяснить, что выгоднее создать нормальные условия труда, чем нести расходы на компенсации и оплату больничных листов, – подытожил Михаил Миронов (полный текст доклада председателя Дорпрофжел – в разделе «Информационный акцент»).
КОРОТКО ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ: Эдуард Марданов, технический инспектор труда Башкирского филиала Дорпрофжел:
Санитарно-бытовое обслуживание работников действительно шагнуло вперед. Я помню, как 10 лет назад выглядели, к примеру, душевые и пункты обогрева. Но в некоторых хозяйствах есть к чему стремиться. Предлагаю разработать профсоюзный реестр санитарно-бытовых помещений. Это позволит аккумулировать информацию об их наличии и состоянии.
Татьяна Иванова, замначальника отдела охраны труда и промышленной безопасности Куйбышевской дирекции инфраструктуры:
Завершается разработка программ по улучшению условий труда в 2012 году. Профкомы, подключайтесь. А то ведь как, порой, бывает. Заявлена установка кондиционеров на рабочих местах, отвечающих нормам, а реальная проблема вентиляции на том или ином производственном участке проигнорирована.
Владимир Бачериков – руководитель Пензенского филиала Дорпрофжел:
На статью «Охрана труда» хозруководители пытаются, порой, отнести расходы, мягко говоря, не совсем отвечающие целям и задачам в этой сфере – затраты на приобретение и монтаж камер видеонаблюдения, решеток на окна, заборов и т.д. Профсоюзным комитетам стоит оценить обоснованность подобных решений.
Сергей Каймасов, председатель профсоюзной организации Эксплуатационного локомотивного депо Кинель:
В летне-осеннем сезоне локомотивные бригады, участвующие в капитальном ремонте пути на «окнах», практически были лишены горячего питания, а это нарушение гарантий Коллективного договора. В октябре ПМС-208 выдавал бригадам сухие пайки с просроченным сроком годности. Четыре раза это продолжалось, пока люди не отказались от такой заботы. Ели то, что привезли с собой. Нужно наводить порядок в этом вопросе.
Александр Рузанов, старший дорожный мастер Бугульминской дистанции пути, член комитета Дорпрофжел:
По-прежнему недостает тепла в переездных будках, компрессорных и пунктах обогрева путейцев. Казалось бы, проделана большая работа – почти на всех переездах, а также в некоторых пунктах обогрева и компрессорных проведены новые системы отопления, но пользы от нее немного. Пластинчатые конструкции лишь слегка прогревают здания, просушить спецодежду не получается. А на некоторых объектах и такого отопления нет. Часть компрессорных и пунктов обогрева обветшали и требуют капитального ремонта. В 2008 году нам повезло – получили три модульных пункта обогрева, оборудованных холодильниками, СВЧ-печами, удобной мебелью. Главное, в них тепло. Больше бы таких!