17.12.2012
Кризис и посткризисные явления нарушили баланс сил между профсоюзами и работодателями, подвергли серьезным испытаниям социально-трудовой диалог. К такому выводу пришли делегаты IV Конгресса Международной конфедерации профсоюзов железнодорожников и транспортных строителей (МКПЖ), который состоялся в Баку (Азербайджан). В работе конгресса принимал участие председатель Дорпрофжел на Куйбышевской железной дороге Михаил Миронов.
МКПЖ был создан 14 мая 1992 года с целью объединения профсоюзов, которые действуют на железных дорогах с колей 1520 мм, связанных в единый перевозочный комплекс на постсоветском пространстве. Сегодня в составе Конфедерации 14 членских организаций, объединяющих 3200 тысяч членов профсоюза.
Нынешний форум МКПЖ подвел итоги работы членских организаций МКПЖ за последние четыре года и утвердил основные направления деятельности на 2013-2017 гг. Лидером Конфедерации вновь избран Николай Никифоров, председатель Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей; генеральным секретарем – Геннадий Косолапов.
В новом программном документе МКПЖ подчеркивается, что Конфедерация обеспокоена растущей либерализации железнодорожных систем и действиями правительств по приватизации национальных железных дорог. На постсоветском пространстве прослеживается устойчивая тенденция вывода железных дорог из государственного сектора экономики. В 8 из 15 государств они акционированы, заканчивается подготовка к акционированию железных дорог Украины. Расширилось применение аутсорсинга. Создаются частные операторские компании. В настоящее время они контролируют большую часть высокодоходных грузоперевозок. 12000 компаний владеют почти 85% вагонного парка.
Конгресс отметил, что в ходе этих реформ численность персонала в железнодорожных отраслях Содружества снизилась более чем на 30%, выросла интенсификация труда, возникли проблемы гармонизации социальных гарантий в холдингах. Новые работодатели зачастую препятствуют созданию профсоюзных организаций, заключению коллективных договоров. Эти процессы во многом обусловили забастовки на железных дорогах в Киргизии в 2010 году, Грузии и Эстонии в 2012 году.
Одной из целей разукрупнения железнодорожных предприятий является снижение издержек на содержание персонала, в том числе и за счет ослабления влияния профсоюзов, считают участники бакинского форума. В этой связи Конгресс считает, что стратегической задачей членских организаций Конфедерации остается сохранение единства и независимости отраслевых профсоюзов.
»При подписании приватизационных договоров профсоюзам необходимо настаивать на включение в обязательства инвесторов сохранение рабочих мест и обеспечение выполнения действующих коллективных договоров, признание права работников на свободное вступление в профсоюзы. Нужно добиваться права использования части доходов от продаж имущественного комплекса и акций на социальное развитие», – подчеркивается в итоговом документе Конгресса.