счетчик посещений

     
Архив новостей:
О погоде:

16.04.2014

Грани безопасности

На обеспечение безопасности движения поездов ОАО «Российские железные дороги» ежегодно направляет десятки миллиардов рублей. На полигоне Куйбышевской железной дороги только в 2013 году израсходовали 2,2 млрд. Зримые результаты есть. Тем не менее, количество происшествий на дороге еще измеряется сотнями.

Если за весь 2013 год на магистрали зафиксировали 10 грубых нарушений безопасности движения, то только в январе-феврале нынешнего года – 9. Выросло количество излома рельсов, задержек составов из-за неисправности контактной сети. Тревожные показатели не остались без внимания профсоюза. Проблемы в этой сфере обсудил Пленум комитета Дорпрофжел на Куйбышевской железной дороге.

Заместитель главного ревизора по безопасности движения поездов Радик Кильдияров считает, что причины негативной динамики кроются в системной области. По его мнению, менеджмент безопасности движения чаще нацелен на поиск виновников нарушений, нежели на устранение причин, а принципы безопасности подспудно ставятся в угоду коммерческому результату.

Председатель Дорпрофжел Михаил Миронов подчеркнул, что содействие безопасности перевозок – обязанность профсоюза и работников, закрепленная в Коллективном договоре ОАО «РЖД». Многие профкомы находят способы эффективно влиять на аспекты, которые связаны с безопасностью перевозок – на вопросы охраны труда, обеспечения работников качественным инструментом и спецодеждой. Однако еще многого предстоит добиться.

Не сняты с повестки проблемы доставки работников к местам работ, обеспечения средствами малой механизации. В Дёме назрела необходимость строительства нового дома отдыха локомотивных бригад. В неприспособленном здании размещен бригадный дом на станции Предкомбинатская. Локомотивщики Уфы обращают внимание на эргономику труда.

- В кабинах все меньше свободного пространства. Растет количество приборов. Сегодня машинист не только ведет поезд, но и, например, смазывает рельсы, а это рассеивает внимание. Вместе с тем даже в модернизированных ЧС2К, ВЛ10К и ВЛ10УК нет туалетов, – отмечает председатель профорганизации эксплуатационного локомотивного депо Андрей Прокофьев.

В неприемлемых условиях вынуждены пребывать работники Кузнецкого участка Пензенской дистанции погрузочно-разгрузочных работ, где недавно произошел случай группового травматизма. Бытовые помещения находятся в аварийном состоянии, не убираются, отсутствуют вода и туалет.

Профсоюз обращает внимание, что штаты ряда предприятий не укомплектованы. Так, в Рузаевской дистанции пути работают только 88% от необходимого числа монтеров и 80% дефектоскопистов. В Пензенской дистанции монтеров пути только 87% от штата. Очевидно, что подобные показатели не укрепляют безопасность перевозок.

Причина в том, что производственный процесс втиснут в прокрустово ложе спущенных сверху фондов оплаты труда, считает Пленум. Не нормы технологического процесса, а а административные решения диктуют производству, какое количество работников следует содержать. Есть примеры, когда на предприятии применяется режим неполного рабочего времени даже при положительных результатах хозяйственной деятельности.

- В моей бригаде каждый может подсчитать размер своей зарплаты в зависимости от показателей выполнения системы премирования. Однако правила беззастенчиво нарушаются. В марте монтеры пути получили существенно меньше, чем предполагали. Все потому, что фонд оплаты труда не только рассчитан на меньшее количество персонала, чем указано в штате, но даже не учитывает фактическую численность работников. В итоге зарплата, предусмотренная для 505 человек, раскидывается на 530. При этом штат предполагает содержать 536 человек, – рассказал дорожный мастер Инзенской дистанции пути Вадим Абдулкаюмов.

Участники Пленума подчеркивали: такая экономия ФОТ не укрепляет, а ослабляет безопасность перевозок. Вот и в ремонтном локомотивном депо Пенза–III перестали выплачивать надбавки за личное «клеймо качества», за классные звания, за наставничество и другие.

Критических оценок Пленума была удостоен институт общественных инспекторов по безопасности движения поездов. На магистрали к инспекторам причислены более 2,5 тысяч работников, однако на многих предприятиях их деятельность формальна. Зачастую ни хозяйственный руководитель, ни профком не проявляют активности, чтобы организовать работу общественников. В результате за солидными отчетными показателями (по итогам 2013 года задекларировано 28 тысяч проверок и более 81 тысячи выявленных нарушений) прослеживается откровенно невысокая отдача.

- Нередко общественные инспекторы не понимают, чего от них ждут, а их замечания остаются без внимания, нарушения не устраняются, – отметил председатель эксплуатационного локомотивного депо Рузаевка Владимир Филимонов.

Отсутствие системы мотивации тоже не добавляет общественникам инициативы. С этим, похоже, согласны все, но дальше дело не идет. Как правило, расходы на поощрение активных общественников берет на себя лишь профсоюз.

Вадим Кожуховский,
Дорпрофжел на Куйбышевской железной дороге.
Фото автора.

Комментарии запрещены.