Часы без потехи
Заметным сокращением сверхурочной работы локомотивных бригад отмечен минувший год в Куйбышевской дирекции тяги. Кривая переработки устремилась вниз в шести депо. Наиболее внушительно в Рузаевке (- 36,9%), Ульяновске (- 33,2%) и Бугульме (- 25,8%). Эти и другие тенденции в организации труда и отдыха локомотивных бригад рассмотрел президиум комитета Дорпрофжел на Куйбышевской магистрали.
По словам первого замначальника дирекции Алексея Никулина, участвовавшего в заседании выборного органа профсоюза, объем сверхурочной работы снизился в среднем на 12,3%. Кроме того, сократились потери рабочего времени из-за «переотдыха» и следования бригад в качестве резерва, а политика именных графиков, напротив, укрепилась.
Тем не менее, в профсоюзе считают, что абсолютные показатели переработки остаются высокими. «В четырех депо – Октябрьск, Уфа, Кинель, Самара – уровень сверхурочной работы вырос. Сверх нормы в 120 часов, установленной законом, отработали почти 3200 или 43% от общей численности работников, в том числе 969 свыше 180 часов, 576 свыше 250. Есть те, кто переработал более 400 часов, и вряд ли это положительно отразится на их здоровье, – отмечает главный технический инспектор Дорпрофжел Михаил Кузьмин.
Назывались главные причины проблемы: издержки в планировании и во взаимодействии дирекций, невыполнение норм пробега и оборота локомотивных бригад, некомплект штатов, а также непроизводительная работа, вызванная отказами техсредств – рост такой «работы» зафиксирован почти повсеместно.
По мнению членов президиума, нужно поступательно наводить порядок в организации работы нарядчиков и начальников резерва. Наряду с контролем хорошим инструментом здесь может стать мотивация труда этих должностных лиц. Опыт уже есть. Например, в прошлом году компания внедрила систему премирования поездных и локомотивных диспетчеров за снижение времени следования локомотивных бригад, занятых в грузовом движении.