Уйти от потерь
Теме бережливого производства – того самого лин-подхода с японскими корнями – форум уделил особое внимание. Сегодня это не просто тренд, а суровая необходимость пробуждать новаторские идеи, сокращать потери и, тем самым, находить возможность для повышения благосостояния компании и работников. Другими словами, меньше потеряем – больше заработаем. Вот и отраслевой профсоюз объявил бережливое производство главным символом нынешнего года.
На Куйбышевской магистрали система бережливого производства внедряется шестой год. В 2010-м пионерами этого движения стали пять подразделений. Они сумели улучшить 18 производственных процессов на 62 рабочих местах.
В прошлом году таких подразделений было 128, а идей – 374. В итоге пересмотрели 133 технологических процесса и норматива (за три последних года – более 330), снизили трудозатраты. Например, в хозяйстве автоматики и телемеханики экономия составила 2966 человеко-часов. А больше всего состоявшихся проектов было в путейском комплексе, дистанциях СЦБ, электроснабжения и у движенцев.
Экономический эффект от проектов, реализованных в минувшем году, вылился в сумму более 40 млн рублей. Самый ощутимый получился в тяговом хозяйстве – свыше 17 млн. Авторы, а это 140 работников, поощрены премиями на общую сумму в один миллион рублей, – рассказал начальник дороги Сергей Соложенкин.
В текущем году к системе намерены подключиться 134 подразделения. Они разработают 630 проектов для 4286 рабочих мест и организуют пересмотр 200 нормативов.
Между тем, пока одни заняты поиском скрытых резервов, другие плодят непроизводительные расходы. В прошлом году такие расходы на полигоне дороги выросли в 1,5 раза и составили 916,5 млн рублей. Самая значительная сумма, 448,5 млн. рублей, – штрафы за несвоевременную доставку грузов и порожних вагонов. Это в 2,6 раза больше, чем в 2013 году.
107,6 млн рублей улетели в трубу в тяговом хозяйстве – такова плата за нерациональное использование локомотивных бригад. С одной стороны машинисты и их помощники отработали сверхурочно более 965 тысяч часов, но с другой – зафиксировано более 1 млн. 75 тыс. часов непроизводительных потерь рабочего времени локомотивных бригад. И это в то время, когда тонно-километровая работа в границах плеч обслуживания снизилась на 4%.
Еще одна статья неоправданных затрат – потери от транспортных происшествий. В прошлом году их набралось более чем на 44 млн рублей. В искоренении этой проблемы немаловажную роль играют общественные инспекторы по безопасности движения поездов. На дороге функционируют 90 Советов, объединяющих более 2300 инспекторов. В минувшем году общественники выявили более 105 тысяч нарушений. Премиями на общую сумму в 1,46 млн рублей из фонда начальника дороги поощрены 184 инспектора.
Впрочем, на магистрали немало работников, обеспечивающих стабильно высокий уровень безопасности движения. В минувшем году за безаварийную работу поощрено более 8,5 тысяч человек. Общая сумма премий – 220,23 млн рублей. В числе отмеченных Башкирский центр организации работы железнодорожных станций, Моршанская дистанция пути, эксплуатационное вагонное депо Октябрьск, Сызранская дистанция электроснабжения, станция Самара.