Экономика для человека
Расширенное заседание, посвященное 110-летию Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей, провел в Самаре комитет Дорпрофжел на Куйбышевской железной дороге. Оно состоялось в стенах Дворца культуры железнодорожников, старейшего свидетеля профсоюзной летописи. В торжественном мероприятии участвовали представители ЦК РОСПРОФЖЕЛ, хозяйственного руководства магистрали, областной федерации профсоюзов, ветеранского корпуса.
- 110-летняя годовщина профсоюза – не только повод подытожить ключевые вехи, но и очередная отправная точка. Появятся новые задачи, новые дела, но неизменной останется миссия – представительство и защита трудовых интересов членов наших больших и малых организаций, – отметил председатель Дорпрофжел Михаил Миронов.
Союз по профессиональной принадлежности оформился в отрасли 20-21 апреля 1905 года. Первое его название – Всероссийский железнодорожный союз. В том же 1905-м, был выработан и первый механизм социального сотрудничества работодателей с работниками – коллективный договор. Одними из первых его заключили на паровозостроительном заводе Гартмана в Луганске.
Сегодня РОСПРОФЖЕЛ объединяет 4,5 тысячи первичных организаций, созданных в хозяйственных структурах железнодорожного холдинга, Промжелдортранса, транспортного строительства и ведомственной охраны, в сервисных акционерных организациях и метрополитенах, в негосударственных учреждениях образования и здравоохранения. В них состоят свыше 1,5 млн. человек.
На полигоне Куйбышевской железной дороги функционируют 226 профсоюзных организаций общей численностью более 82 тысяч человек, в том числе 72,8 тысяч работников и 8,8 тысяч учащихся.
В настоящее время РОСПРОФЖЕЛ является стороной четырех отраслевых соглашений. Они служат базой более чем 700 коллективных договоров, включая Коллективный договор ОАО «РЖД». Большинство этих документов содержат социальные гарантии и обязательства, установленные сверх норм трудового законодательства.
По словам Михаила Миронова, сегодня профсоюз сталкивается с очередными вызовами: кризис сдвинул материк экономической стабильности, а модернизация производства зачастую подменяется ростом эксплуатации и снижением реальных зарплат работников. Все чаще звучат нарекания в адрес системы распределения доходов и расходов в стране. «В этой ситуации РОСПРОФЖЕЛ остается верным позиции: не человек для экономики, а экономика для человека. Профсоюзные активисты последовательно выступают за достойных условия и справедливую оплату труда. Забота о работниках должна стать обыденным делом, неотъемлемой обязанностью работодателя, – заявил профсоюзный лидер.