Что помогало выполнять договоры
Отмена режима неполного рабочего времени, рост реальной заработной платы, увеличение размера суточных, устранение перебоев в обеспечении спецодеждой – об этих и других приметах минувшего года говорили на форуме социального партнерства и в ходе круглых столов, которые состоялись на Куйбышевской железной дороге.
Мероприятия были призваны подвести итоги реализации коллективных договоров в 2017 году. Их организаторами выступили руководство магистрали и дорожная территориальная организация профсоюза. В работе форума участвовали заместитель генерального директора – директор по внутреннему контролю и аудиту ОАО «Российские железные дороги» Анатолий Чабунин и председатель РОСПРОФЖЕЛ Николай Никифоров.
В настоящее время в границах деятельности Куйбышевской дороги действуют 40 коллективных договоров. Только на обеспечение обязательств ОАО «РЖД» было израсходовано 5,8 млрд. рублей, что на 20% выше уровня прошлого года.
В течение года компания дважды индексировала зарплаты. В итоге на перевозках среднемесячная зарплата составила 39,3 тыс. рублей, а реальная выросла на 6,3%, и это самый высокий показатель на сети дорог. Во всех регионах, в которых расположена Куйбышевская магистраль, зарплата железнодорожников выше, чем в промышленности, причем разница весьма заметна – от 15,6% в республике Татарстан до 63,4% в Оренбургской области.
У работников ведущих профессий разброс среднемесячных зарплат достаточно широк: от 27,3 тыс. у приемосдатчиков груза и багажа до 55 тыс. у машинистов дирекции тяги.
Активно применялось адресное регулирование заработной платы, с этой целью использовались 17 видов премирования. Например, 165 млн рублей было направлено на выплаты за обеспечение безопасности движения поездов. Премиями на общую сумму в 1,8 илн рублей поощрено более 90 участников узловых рабочих групп.
Почти 82 млн. рублей было выделено для обеспечения зональных надбавок. Этот вид выплат предоставлялся монтерам пути, бригадирам, осмотрщикам вагонов, электромонтерам контактной сети и другим работникам ведущих профессий на ряде предприятий в Самарской, Пензенской, Ульяновской областях, республиках Татарстан и Башкортостан.
Правовая инспекция Дорпрофжел, в свою очередь, констатировала уменьшение числа нарушений в сфере оплаты труда. Этому способствовала активная позиция председателей первичных профсоюзных организаций, которые, как правило, выполняют функции внештатных правовых инспекторов, отмечено на форуме.
Профсоюзная сторона социального партнерства обратила внимание на продолжающийся рост производительности труда. К уровню 2016 года она увеличилась на 18,3% (годом ранее – на 2,2%). Это на 9,1% выше сетевого показателя. Впрочем, столь существенный скачок был обусловлен еще и уменьшением численности персонала. За год она сократилась на 4,3%, и профсоюз высказывает опасение, что дальнейшая оптимизация может негативно сказаться на качестве и безопасности движения.
Практически все структуры и дочерние общества ОАО «РЖД» исполнили финансовые обязательства в сфере охраны труда. В общей сложности на эти мероприятия направлено более 915 млн. рублей.
В нынешний год дорога вступила с широкой программой улучшения производственного быта, подготовленной при участии профсоюза. Она сверстана до 2021 года включительно, и ее реализацию с нетерпением ждут на местах. Есть отчего. Например, в подразделениях Куйбышевской дирекции инфраструктуры почти треть бытовых помещений, а их более двух тысяч, не соответствуют нормам и нуждаются в ремонте.
По данным профсоюза, только 40% пунктов обогрева оборудованы сушками для спецодежды и обуви, а на ряде таких объектов, например, на станциях Верхняя Терраса, Белый Ключ, Ютаза, сушильные шкафы хотя и смонтированы, но не применяются по прямому назначению, так как не подключены к электросети.
Далеко не везде организованы химчистка и стирка спецодежды. Зато в целом без накладок решались вопросы обеспечения горячим питанием на работах в «окна», в домах отдыха локомотивных бригад и в производственных столовых. Средняя стоимость комплексного обеда составляла 138 рублей.
В течение года предприятия и профсоюзные организации предоставили 2394 льготных путевки на лечебно-оздоровительный отдых, почти треть из них получили неработающие пенсионеры.
По-прежнему льготными оставались путевки для детского оздоровительного отдыха. В пяти дорожных лагерях побывали 3434 ребят, еще более 400 детей отдохнули на Черноморском побережье. Профсоюзные организации брали на себя расходы по сопровождению детей к месту отдыха и обратно, обеспечению кружковой работы, культурно-массовых и спортивных мероприятий, страхованию детей от несчастных случаев в пути следования и на время пребывания их в лагерях.
Продолжал действовать и механизм льготного ипотечного кредитования, 193 работника получили в общей сложности 347 млн. рублей на погашение жилищных кредитов, а трем многодетным семьям компания предоставила безвозмездные субсидии на приобретение жилья.
Выполнены обязательства по финансовой поддержке массовой физической культуры и спорта. Всего получилось провести 5 дорожных и 42 узловых спортивных мероприятий. В них участвовало свыше 10 тыс. человек. Еще 110 работников выезжали на сетевые соревнования, в том числе на игры Кубка РОСПРОФЖЕЛ по хоккею в городе Саратов.
- Выполнять коллективные договоры, достойно решать вопросы социального характера, безусловно, помогли положительные производственные результаты. Общими усилиями нам удалось на 13,2 процента увеличить объём приведённой работы и выполнить планы, – сообщил начальник дороги Рашид Сайбаталов.
Магистраль завершила год с прибавкой грузооборота (+15%), скорости в грузовом движении (+3,8%), среднесуточной производительности локомотива (+3,7%). До 4043 тонн вырос средний вес грузового поезда, и вообще увеличилась доля груженых отправок.
Получили «ускорение» 77 пассажирских и более 90 пригородных поездов, уменьшилось число их опозданий. Средняя скорость в дальнем и пригородном сообщении составила соответственно 50,5 км/ч и 50 км/ч. На 3,7% выросло количество пассажиров, отправленных в границах дороги. Для развития внутреннего туризма назначены новые пассажирские поезда по маршруту Уфа-Челябинск-Приобье, туристический пригородный поезд «Легенда Урала» сообщением Уфа-Инзер-Белорецк.
Клиентскую базу дороги пополнили более 100 новых предприятий-клиентов, общий доход составил 110 млн. рублей. Этому способствовало снижение себестоимости перевозок на 7,3%, причем оптимизация затрат находится на особом контроле у руководства. В минувшем году реализовано 463 проекта с общим экономическим эффектом в 88 млн. рублей. Не случайно Куйбышевская вышла на третье место в сетевом конкурсе бережливого производства.
Есть, впрочем, и отрицательные моменты. Например, рост сверхурочной работы локомотивных бригад. Ее объем увеличился на 57% и составил 650 тыс. часов. Более 120 часов (допустимой законодательством нормы) отработали две тысячи работников. И это несмотря на то, что непроизводительные потери удалось уменьшить на 10%, а объем недоработки на 26%. Бригад явно не хватало, и если объем работы будет расти и дальше, ситуация еще более обострится, отмечали делегаты.
В ходе форума также поднимались вопросы, связанные с безопасностью и надёжностью перевозочного процесса, антикоррупционными мероприятиями, с работой по противодействию хищениям на транспорте.