Материализация памяти
«История в лицах» – так называется историческая фотогалерея, которую создает территориальная организация профсоюза на Куйбышевской железной дороге. Она включает в себя фотографические свидетельства истории магистрали и профсоюзных органов, действовавших на ее предприятиях с первых дней создания до настоящего времени.
Инициировал проект председатель Дорпрофжел Альберт Премилов. Благодаря его энергии не раз и не два удавалось ускорять поиск нужной, порой уникальной, информации и вовлекать в процесс профсоюзных активистов на местах.
Изначально галерея начала воплощаться в двух форматах – цифровом и классическом бумажном. Все фотографии сначала получали цифровую обработку и только потом распечатывались на фотобумаге. Архив последовательно пополняется, причем каждый принятый в галерею снимок сопровождается письменным пояснением о людях, событиях и объектах, запечатленных в кадре.
Каждый отобранный снимок по-своему интересен. Галерея покажет, как выглядели только что отстроенные вокзалы и станции, расскажет об условиях, орудиях труда, форменной и специальной одежде работников разных лет. Император, министры, чиновники, железнодорожные руководители и профсоюзные лидеры в гуще событий, на срезах эпох. Воистину, не зря фотографию называют материализацией памяти.
Первые из найденных снимков датированы 1874-75 годами. На них рабочие и служащие Моршанско-Сызранской железной дороги, первый паровоз на железнодорожной станции Батраки (с 1963 г. – Октябрьск), вокзал и паровозное депо станции Самара.
К слову, о географии. Наряду с Моршанско-Сызранской дорогой современную географию и производственный потенциал Куйбышевской магистрали формировался на базе целого ряда дорог и железнодорожных участков. Летопись Куйбышевской хранит в себе истории Ряжско-Моршанской, Оренбургской, Самаро-Уфимской, Самаро-Златоустовской, Сызрано-Вяземской и других дорог. Справки о них также включены в «Историю в лицах».
Лицам, историческим персонам в галерее внимание особое – слишком уж непросто противоречиво складывалась история самого государства. Три дорожных командира доросли до министров путей сообщения: бывший начальник Сызрано-Вяземской дороги Клавдий Семенович Немешаев, командир Самаро-Златоустовской Михаил Иванович Хилков, человек-легенда и начальник железной дороги имени Куйбышева Борис Павлович Бещев.
Многие дорожные командиры впоследствии работали на руководящих должностях в железнодорожном министерстве и внесли существенный вклад в развитие отрасли и железнодорожного образования. Среди них Владимир Михайлович Лахтин, Владислав Михайлович Павловский, Владимир Антонович Штукенберг, Степан Терентьевич Ковылкин, Михаил Иванович Скалин, Аркадий Васильевич Охремчик, Эдуард Сергеевич Поддавашкин, Вячеслав Григорьевич Лемешко, Сергей Алексеевич Кобзев, Шевкет Нургалиевич Шайдуллин и другие.
Многих постигла печальная участь в годы жестоких политических репрессий 1930-х годов. Смертельные приговоры были вынесены в отношении по меньшей мере двух бывших начальников Сызрано-Вяземской дороги и пяти начальников Самаро-Златоустовской. До сих пор остаются в безызвестности имена и биографии целого ряда дорожных руководителей разных лет.
Большую помощь в формировании галереи оказали начальник центра по сохранению исторического наследия Куйбышевской железной дороги – директор Поволжского музея железнодорожной техники Юрий Менчик, руководители филиалов Дорпрофжел Александр Ермошин, Владимир Бачериков, Алексей Буланов. Интересными фотоснимками поделились хранители музеев Башкирского региона магистрали Ольга Сиротюк и эксплуатационного локомотивного депо Самара Алексей Фролов, председатели профсоюзных организаций Самарского метрополитена Игорь Сидякин, подразделений Куйбышевского филиала АО «ФПК» Ирина Медведева и Маргарита Суворова, Самарской дирекции связи ОАО «РЖД» Татьяна Плохотникова, Самарского ИВЦ Галина Коваленко, моторвагонного депо Безымянка Валерий Зайцев, Уфимской дистанции пути Эльвира Титова и многие другие.
В ходе исторического поиска информационный блок Дорпрофжел подготовил для галереи 26 биографических справок на председателей дорожной профсоюзной организации и 55 биографических справок на начальников дорог в нынешних границах Куйбышевской железной дороги. Восстановлено или восполнено более 15 биографий, утраченных в предыдущих исторических периодах. Фотографии этих людей тоже присутствуют на страницах «Истории в лицах».
Работа продолжается уже почти два года. За это время было просмотрено около 10 тысяч фотографий и плакатов, отобрано для публичного показа около 1500. Продолжается поиск новых исторических фотосвидетельств.
А пока вышел в свет первый бумажный том – двухсотстраничный фотоальбом в твердом переплете, выполненный в габаритах А2. В нем представлено более 500 изображений. Впрочем, на страницах специально оставлены свободные места для вклейки фотографий, которые еще только предстоит отыскать.
Цифровая версия альбома сегодня транслируется на профсоюзных мониторах в зданиях головного и региональных управлений Куйбышевской магистрали.