Солдат Фёдор Ваганов
Войну, казалось бы уже далекую, Федор Иванович Ваганов до сих пор помнит со всей отчетливостью, в деталях, звуках, запахах. Особенно то дуновение весны 1945-го с долгожданной Победой над безжалостным зверем. На днях фронтовик и ветеран железнодорожной отрасли принимал поздравления с вековым юбилеем.
В день рождения юбиляра навестили с цветами и подарками представители вагонного эксплуатационного депо Кинель, в котором он проработал более трех десятков лет, и руководитель Самарского филиала Дорпрофжел на Куйбышевской железной дороге Сергей Старостин.
«Несколько лет назад мы договорились с Федором Ивановичем, что встретимся у него дома в его сто лет, и он не подвел. Боевая закалка!», – делится заместитель начальника депо по кадрам и социальным вопросам Роман Козак.
Из железнодорожников в связисты
Родился Федор Ваганов в селе Покровка Самарской области 20 апреля голодного тогда для этих мест 1920 года. Взрослел быстро – работать начал подростком, а в 17 лет устроился киномехаником в клуб железнодорожного Кинеля. Колесил с кинопередвижкой по деревням, покоряя сельчан людей редкой для той поры продукцией кинематографа. Пока не решил, что все это несерьезно, а серьезный труд вершится на железной дороге. Она и накормит, и в люди выведет.
Специальность слесаря Федор освоил в школе фабрично-заводского ученичества. С ней и пришел в вагонное депо железнодорожной станции Кинель. Женился, родилась дочурка, но семейное счастье было недолгим – страна оказалась в огне войны. Ровно через два месяца после ее начала Федора призвали на военную службу.
Определили Ваганова в войска связи. Курс молодого бойца, подготовка во Всеволожске под Ленинградом и зачисление в 142-ю отдельную роту связи. В боевую работу новоиспеченный солдат окунулся с первых дней. Впрочем, железнодорожный бог помнил о первом призвании Федора, поэтому и отправил на крещение туда, где в защите нуждались стальные магистрали.
Бод бомбежками и артиллерийскими обстрелами изучал географию Ленинградской области рядовой Ваганов. Пейчала, Колосарь, Шум, железнодорожные станции Жихарево и Войбокало – зимой и весной 1942 года здесь писалась одна из героических историй поддержки многострадального Ленинграда, заблокированного гитлеровскими войсками. Здесь в кратчайшие сроки была проложена 32-километровая железнодорожная линия жизни до Кобоны и Косы. Здесь создавались эвакопункты и госпитали, склады и базы снабжения осажденного города.
Немцы бомбили беспрерывно, ожесточенно стремились захватить стратегически важные коммуникации. Проводная связь рвалась, и тогда в дело вступали линейные надсмотрщики связи, без которой слепли командные пункты и штабы. Подавляя страх, преодолевая себя, они выполняли свой непосильный солдатский труд.
Совсем скоро боец Ваганов был признан одним из опытных и смекалистых линейных связистов роты – об этом свидетельствуют наградные представления и записи в его Красноармейской книжке. Командование не единожды отмечало дисциплинированность и выносливость солдата.
Однажды Ваганову и его сослуживцам поручили подготовить и проложить 20-километровую линию для обеспечения связи между местечками Шум и Лужа. То еще задание, если учесть, что материалы отсутствовали. Решили использовать заброшенный и поврежденной в десятках местах 33-километровый кабель. Вода разлилась, поэтому собирали некондицию по колено, иногда по пояс, в воде. В таких же условиях прокладывали новый шлейф. Задание выполнили с перекрытием норматива в 20 дней. Впрочем, не впервые.
На запад
В ноябре 1942 года роту, в которой служил Федор Ваганов, включили в состав 276-й бомбардировочной авиадивизии. С этим соединением связисты участвовали в прорыве блокады Ленинграда, разгроме врага в районе Мги. С их помощью авиация поддерживала железнодорожную связь с Ленинградом, жгла немецкие эшелоны в Гатчине.
В 1943 году Федора наградили первыми фронтовыми медалями – «За боевые заслуги» и «За оборону Ленинграда», а дальше все пришло в движение. Зимой 1944 года связисты помогали уничтожать врага под Новгородом, Лугой и Выборгом, зачищать от гитлеровцев Октябрьскую железную дорогу, а затем освобождать от фашистов Карелию и Прибалтику, штурмовать крепости Кенигсберг и Пилау.
Под Каунасом группе под командованием Ваганова поручили проложить очередную линию связи. Обычно на выполнение задания такой сложности отводилось четыре дня, Ваганов управился за два. Так же быстро, надежно и с самоотдачей работал Федор, обеспечивая связь с аэродромами и командными пунктами советских войск в Восточной Пруссии и в ходе дальнейшего продвижения войск.
В конце войны солдата опять награждали. На его гимнастерке появились очередные заслуженные медали: «За взятие Кенигсберга», еще одна «За боевые заслуги». А незадолго до Победы Федор потерял фронтового товарища-земляка, с которым прошел через многое. Связист Василий Кусков из Зубчаниновки, смелый и отчаянный весельчак, часто был его напарником в боевой работе. Погиб от артиллерийского взрыва. Ваганов остался жив чудом – работал на верхотуре, на телеграфном столбе, и осколки его не зацепили. «Я тогда понял, что спасла меня, защитила написанная маминой рукой записка с Живыми помощами. Пронес ее через всю войну», – вспоминал Федор Иванович.
Мир
Военная служба для рядового Ваганова закончилась 9 декабря 1945 года. Фронтовик вернулся домой и на прежнюю работу в родное депо. Других записей в его трудовой книжке не было. Он своими руками построил в Кинеле небольшой дом, в котором живет и поныне. Отсюда ушла в самостоятельную жизнь любимая дочь Валентина. Ее и супруги уже нет в живых, но семейное дерево железнодорожника уже в пятом поколении продолжает прирастать ветвями.
Куйбышевская магистраль, с которой связана вся мирная трудовая биография Федора Ивановича, о ветеране не забывает. Только в течение последних лет железнодорожники провели в его домовладении целый ряд капитальных работ: заменили кровлю на всех постройках, возвели пристрой к дому, в котором смонтировали теплую душевую, туалет и зону для стирки белья. «Я искренне благодарю командиров нашей дороги и вагонного депо за эту поддержку. Пожалуйста, передайте им это», - попросил ветеран.