Жизнь под землей
От 38 до 55 тысяч пассажиров перевозит ежесуточно самарский метрополитен. Показатель скромный, отсюда и убыточность подземки, рассчитанной на гораздо больший трафик. Рост пассажиропотока сковывают низкие темпы строительства новых станций. О метро и людях, которые в нем работают, беседуем с председателем профсоюзной организации предприятия Игорем Сидякиным.
- Игорь Львович, у метрополитена большой штат?
- Более 1100 работников трудятся на 470 рабочих местах, около 400 из них работают в условиях воздействия вредных производственных факторов. Предприятие не приносит прибыли, получает дотации из бюджета Самарской области на компенсацию выпадающих расходов, поэтому штат достаточно жестко оптимизирован.
- Отрицательные экономические показатели сказываются на уровне заработной платы?
- Средняя зарплата в метрополитене – 28,7 тыс. рублей. Для сравнения: по Самаре этот показатель приблизился к 43 тысячам. В 2015-2017 годы, несмотря на гарантию коллективного договора, зарплата не индексировалась. Обращались во все инстанции – от городского департамента транспорта до Правительства Самарской области. Нас поддержали областная федерация профсоюзов, Дорпрофжел на Куйбышевской железной дороге. В 2018 году ситуация начала поправляться. В течение трех последних лет зарплаты были проиндексированы трижды – два раза на 5,5% и в этом году еще на 3%.
- Насколько эффективен социальный диалог между профсоюзными органами и администрацией метрополитена?
- Диалог налажен и в большинстве случаев приводит к конструктивным результатам. Профком активно участвует в решении вопросов, связанных с оплатой труда, установления режима рабочего времени и времени отдыха. Проводим совместные заседания с привлечением экономистов причастных служб. Отмечу, что долгие годы удается сохранять весь перечень социальных гарантий и льгот, закрепленных в коллективном договоре.
Есть, увы, и нерешенные проблемы. Например, долгие годы предприятие не может изыскать финансы на приобретение форменной одежды для работников, непосредственно задействованных в движении поездов и обслуживании пассажиров. Люди вынуждены носить старое или приобретать необходимые комплекты за свой счет.
- Работники доверяют профсоюзной организации?
- Сегодня наша «первичка» объединяет 82,5% работников. Я думаю, что им импонируют дела, за которые берется профсоюзный актив, им нравится участвовать в профсоюзных мероприятиях: спортивных, оздоровительных, культурно-досуговых.
У метрополитена хорошие спортивные традиции, есть своя открытая спортплощадка, два тренажерных зала, зоны для игры в теннис. Пока удается сохранять за предприятием летнюю турбазу «Голубой экспресс» на берегу Волги, члены профсоюза имеют возможность отдыхать здесь на льготных условиях.
Кроме того, профком арендует бассейн Самарского госуниверситета путей сообщения и крытый футбольный манеж. Проводим спартакиады по разным видам спорта, сезонные Дни здоровья, турниры по боулингу, соревнования по плаванию и рыбной ловле.
Наши сборные по футболу, волейболу и теннису – постоянные участники соревнований, которые проводят Дорпрофжел на Куйбышевской железной дороге, Самарская область, Международная ассоциация «Метро». С двух последних лет спартакиад для метрополитенов России и стран Содружеств наши спортсмены привезли две золотых, две серебряных и одну бронзовую медаль.
Профком приобретает билеты в театры и филармонию, организует туристические велопробеги и речные прогулки, детские походы на новогодние представления, городские и межрегиональные экскурсии.
- Укрепить финансовую устойчивость самарского метрополитена поможет ввод в эксплуатацию новых станций. Каковы перспективы?
- Мы не строим, а только перевозим. Могу поделиться только тем, что публикуют СМИ со ссылками на официальные источники. Ближайшая перспектива – завершение обустройства и ввод в эксплуатацию перегонных тоннелей для оборота поездов, вестибюля и двух выходов со станции «Алабинская». Сейчас открыты только два выхода, хотя станцию начали строить еще в 2007 году. Работы запланировано выполнить к 2022 году.
Строительства станции «Самарская» и тоннеля к ней под одноименной улицей отложено до 2022 года. Основная часть проектных работ выполнена, они проходят процедуру согласования. По расчетам экспертов, после ее ввода суточный пассажиропоток вырастет до 95,7 тысячи пассажиров.
Перспектива строительства второй ветки по-прежнему не вполне ясна. Пока на 2022–2024 годы запланирована разработка проекта первого этапа работ – строительства станций «Вокзальная», «Клиническая» и станции пересадки «Карла Маркса».