счетчик посещений

     
Архив новостей:
О погоде:

18.05.2021

День трудовых инспекций России

Сегодня у инспекций труда профессиональный праздник. 18 мая 1918 года Совет народных комиссаров РСФСР учредил первую народную трудовую инспекцию. Впрочем, еще до революционных событий 1917 года Россия успела накопить некоторый опыт государственного регулирования охраны труда. Распространялся он, в основном, на фабричное производство.

В 1880-90-е годы появились законы и другие акты, которые определяли условия найма и порядок расторжения трудовых договоров, устанавливали ограничения на применение труда несовершеннолетних и женщин, ограничивали размеры штрафных санкций в отношении работников и т.д.

В те же годы были учреждены и получили развитие органы фабричной инспекции, на которую были возложены функции наблюдения за исполнением правил, а также обвинения в суде.

В начале XX века законодательная база в сфере трудовых отношений пополнилась комплексом правил и законов о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев, о страховании на случай болезни или увечья. К тому времени статус фабричной инспекции изменился – она трансформировалась в инстанцию, контролирующую в большей степени безопасность производственного процесса.

В 1913 году все законы Российской Империи в области охраны труда были выделены в Устав «О промышленном труде». Он был далеко не совершенным и распространялся не на все предприятия.

Февральская революция 1917 года мало что изменила в трудовом законодательстве. Безработица, условия и оплата труда, продолжительность рабочего дня, эксплуатация подростков продолжали оставаться острыми, животрепещущими темами. В итоге конфликтом трудовых интересов воспользовались боровшиеся за власть политики. Во что это вылилось для страны, мы знаем – в великие потрясения.

Молодое советское государство заложило в основу трудового законодательства принципы улучшения экономического и правового положения рабочего класса. Правда, декларировалось тогда гораздо больше, чем могло реально воплотиться в жизнь.

Вопрос об учреждении первой в мире выборной инспекции труда как народного органа по надзору за соблюдением трудового законодательства витал в воздухе с первых дней революции октябрьской, и уже первый Всероссийский съезд комиссаров труда, состоявшийся в январе 1918 года, принял решение о ее создании.

Идея была воплощена в жизнь 18 мая 1918 года декретом правительства «Об учреждении инспекции труда». Он был оглашен на втором Всероссийском съезде комиссаров труда. Этим же документом упразднялись фабричные и горные инспекции.

Инспекция труда поступила в ведение Народного комиссариата (так тогда назывались министерства) труда РСФСР и его органов на местах, а вскоре был утвержден регламент деятельности инспекторов.

Поначалу задумывалось, что инспектор труда будет единоличным представителем народного надзора и в сфере трудовых отношений и в сфере охраны труда. Однако вскоре стало очевидным, что одному выборному, как правило, из рабочих, инспектору справиться с обеими задачами не под силу.

В связи с этим Наркомтруд был вынужден продлить полномочия некоторых опытных фабричных инспекторов в сфере технического надзора, а вскоре утвердил положение об органах технадзора, что положило начало институту технической инспекции, а также выделению в инспекции труда сначала двух видов деятельности – правовой и технической, а с марта 1919 года третьей – санитарного контроля.

Правовых инспекторов избирали на конференциях советов профсоюзов, а технических и санитарных инспекторов принимали на работу местные органы по вопросам труда.

Долгое время в деятельности инспекций преобладал территориальный принцип построения. Большинство инспекторов были распределены по участкам, поэтому их называли участковыми. Технические и санитарные инспекторы (их называли «специальные»), ввиду меньшей численности, нежели правовые, обслуживали бо́льшие по территории – порой, в три-пять раз – участки.

Часть инспекторов составляли так называемую внеучастковую группу – они осуществляли надзор на отраслевых предприятиях (железнодорожного и водного транспорта, связи, строительства, сельского хозяйства и т.д.).

Наиболее широкие полномочия получили правовые инспекторы труда. Так, все распорядительные действия: привлечение к судебной ответственности, проведение в жизнь предписаний специальных инспекторов, приостановку работ – осуществляли только правовое инспекторы.

А в 1923-29 годы они выполняли также функции дознания по расследованию уголовно-наказуемых нарушений трудового законодательства, выступления в судах и надзору за движением трудовых дел в судебных инстанциях.

В 1919 году Решением второго Всероссийского съезда профсоюзов специальные инспекции были созданы на железнодорожном и водном транспорте, строительстве, сельском хозяйстве и в других отраслях. Так начинал выстраиваться отраслевой принцип построения инспекции труда. Но территориальное построение долгое время оставался преимущественным.

В 1920 году штат инспекторов объединённого профсоюза работников железнодорожного и водного транспорта насчитывал 125 человек. Центральный комитет профсоюза утвердил Положение по охране труда, в развитие которого в районных комитетах профсоюзов создавали подотделы охраны труда, в участковых – соответствующие комиссии, а месткомы избирали уполномоченных по охране труда.

К апрелю 1921 года на сети железных дорог и на водном транспорте трудилось уже 300 инспекторов, в том числе около 30 в сфере санитарного надзора и около 20 технических.

В 1922 г. в СССР вступил в силу новый Кодекс законов о труде. Он был создан для функционирования в условиях, принципиально отличных от военного коммунизма, признавал рыночную экономику, и в определенных пределах легализовал право частной собственности и свободу предпринимательства.

Кодекс содержал ряд новых норм и закреплял статус таких форм трудового права, как трудовой и коллективный договоры, полномочия профсоюзов и дисциплина труда, гарантии и компенсации, время отдыха и техника безопасности, гигиена и охрана труда. В нем нашлось место и некоторым аспектам деятельности инспекции труда. Например, Кодекс установил запрет на ввод предприятий и оборудования в эксплуатацию без санкции инспекции.

В 1924 году правительство РСФСР предоставило инспекторам труда право налагать на работодателей штрафы за несоблюдение законодательства об охране труда.

В развитие положений Кодекса законов о труде Наркомтруд устанавливал нормы по технике безопасности, санитарии, противопожарной безопасности, правила эксплуатации котлов и очистки сточных вод и другие. В 1928 году были утверждены первые советские нормы искусственного освещения для предприятий, а в 1930-м – допустимые концентрации вредных веществ в воздухе производственных помещений.

С годами ужесточались требования к безопасности выпускаемых машин и оборудования. На безопасность труда все больше обращали внимание на всех уровнях, что было обусловлено высокими показателями производственного травматизма, особенно в строительстве. Все эти вопросы брали на контроль профсоюзные инспекторы. Их материалы становились руководством к действию.

Так, в июне 1928 года, отчетно-выборный съезд Дорпрофсожа Самаро-Златоустовской железной дороги поднял проблемы тарификации, женского труда, безработицы. Делегаты выступили с предложениями о сокращении срока носки спецодежды.

Инспекция труда участвовала в разработке перечня профессий, работникам которых предоставлялись дополнительные гарантии и льготы, в подготовке норм содержания и устройства предприятий, вносила предложения по созданию новых видов спецодежды.

В 1933 году произошло слияние Наркомтруда с ВЦСПС. По сути, Наркомтруд был упразднен, а работа по социальному страхованию, санаторному обеспечению и охране труда была передана профсоюзам. Профкомы взяли на контроль строительство и распределение жилья, работу предприятий снабжения, общественного питания и т.д.

В полное ведение профсоюзов отошли и государственные инспекции труда (правовая, техническая, санитарная), а инспекторам отраслевых профсоюзов перешли функции участковых инспекторов, в частности, право налагать штраф за нарушение трудового законодательства.

Принцип избрания инспекторов труда сохранился. Кандидатов на должности утверждали президиумы, а впоследствии пленумы соответствующих вышестоящих профсоюзных органов.

В первой половине 1940 года в периодической печати развернулась дискуссия о перспективах правовой инспекции труда. Превалировало мнение о передачи этого вида надзора заводским комиссиям по охране труда и заработной плате. В итоге правовая инспекция труда прекратила существование с начала 1941 года. Часть ее функций была передана технической инспекции и другим органам профсоюзов.

В этой ситуации многие аспекты трудовых отношений остались, по сути, без должного надзора. Кроме того, техническим инспекторам без юридического образования было трудно осуществлять надзор за соблюдением трудового законодательства.

Вопрос о необходимости воссоздания правовой инспекции труда был поднят во второй половине 1950-х, после того, как партийное руководство страны призвало профсоюзы повысить спрос с хозяйственных руководителей, нарушающих трудовое законодательство и не выполняющих обязательства по коллективным договорам.

«Профсоюзы должны в полной мере использовать предоставленные им права по осуществлению государственного надзора за соблюдением законодательства о труде и общественного контроля за состоянием охраны труда», – отметил Пленум ЦК КПСС в декабре 1957 г.

В феврале 1958 года ВЦСПС в порядке эксперимента ввел должности правовых инспекторов в шести советах профсоюзов – Московских областном и городском, Ленинградском, Карагандинском, Свердловском и Донецком.

Эксперимент, впрочем, затянулся почти на два десятка лет. Лишь в ноябре 1976 года ВЦСПС принял решение о воссоздании правовой инспекции труда в остальных советах и центральных комитетах отраслевых профсоюзов. Совокупный штат стал насчитывать 1000 инспекторов.

В 1961 году съезд правящей партии принял программу оздоровления условий труда и внедрения на предприятиях современных технологий безопасности труда. Кроме того, были утверждены Правила возмещения предприятиями ущерба, причиненного работникам вследствие получения травм и потери здоровья на производстве и другие документы в сфере охраны труда.

ЦК профсоюза железнодорожников откликнулся на эти решения проведением ежегодных конкурсов на лучшее предложение по охране труда, а его техническая инспекция подключилась к работе по изучению рабочих мест, которую начал Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены.

В 1966 года президиум ВЦСПС утвердил новое Положение о техническом инспекторе профсоюзов. Этот документ впервые предоставил этим должностным лицам полномочия запрещать работу на предприятиях, отдельных производственных участках, станках и машинах в случаях обнаружения недостатков, из-за которых мог быть причинен ущерб здоровью работающих.

Спустя десятилетие, в 1976-м, технические инспекторы труда получили право самостоятельно применять к должностным лицам меры административного воздействия в виде штрафов.

В 1970-х – начале 1980-х в стране было принято значительное число законодательных и нормативных актов, исполнение которых контролировали инспекции труда.

В декабре 1989 года Центральный комитет профсоюза железнодорожников и транспортных строителей принял решение о введении должностей правовых инспекторов труда в штаты дорожных и отделенческих профсоюзных организаций.

В 1994 году российское правительство закрепило функции надзора и контроля в сфере охраны труда за государственными инспекциями при Министерстве труда. Тем не менее, ряд профсоюзов, в том числе и РОСПРОФЖЕЛ, сохранили свои инспекции труда, вменив им продолжать контролировать исполнение на предприятиях трудового законодательства и коллективных договоров. Эта функция профсоюзов закреплена в Трудовом кодексе Российской Федерации.

Профсоюзные инспекции труда сегодня функционируют на всех дорогах. В РОСПРОФЖЕЛ на штатной основе работают 84 правовых и 98 технических инспекторов труда. Кроме, того в профсоюзном контроле участвуют около 33,2 тысяч общественных уполномоченных по охране труда, избранных коллективами предприятий. На Куйбышевской магистрали правовые и технические инспекторы трудятся в каждом филиале Дорпрофжел, а координирует их работу главные инспекторы Дорпрофжел.

Инспекторские команды состоят из квалифицированных специалистов, которые продолжают оставаться на страже интересов членов РОСПРОФЖЕЛ и, кроме того, оказывают помощь хозяйственному руководству предприятий в вопросах организации труда в соответствии с нормами и правилами, безопасности производственных процессов и движения поездов, улучшения условий труда и производственного быта.

На счету каждого нашего инспектора десятки и десятки ежегодных проверок. Они участвуют в разработке программ по охране труда, в экспертизе безопасности труда и в профилактических мероприятиях, представляют интересы пострадавших работников в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний, связанных с исполнением трудовых обязанностей.

Зачастую только с подачи профсоюзных инспекторов сдвигается с места груз нерешенных проблем. Благодаря их участию, энергии, настойчивости улучшаются условия труда, отменяются неправомерные решения в отношении работников и их рабочих мест.

В результате выданных инспекторами труда представлений об устранении нарушений работникам ежегодно возвращают миллионы рублей заработанного, но не выплаченного.

Комментарии запрещены.