БЕДНОСТЬ И ВАЛОВЫЙ ПРОДУКТ
Прогнозируемые правительством темпы роста российской экономики недостаточны для снижения бедности и повышения качества жизни населения. К таким выводам пришли в Российском экономическом университете им. Плеханова в заключении на «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022-2024 гг.», подготовленные Минфином, пишут «Ведомости».
Документ подготовлен для Госдумы в преддверии рассмотрения проекта бюджета. Для обеспечения устойчивого роста реальных доходов россиян на уровне 2-2,5% в год экономика должна расти темпами не менее 4-5%, оценивают экономисты.
Пока же, согласно подсчетам экспертов РЭУ, реальные доходы населения в 2021 г. соответствуют их уровню 10-летней давности. Несмотря на средний годовой прирост ВВП около 2% за эти годы, показатель реальных доходов населения фактически стагнировал. Чтобы вывести их в плюс, необходимо ускорить экономику в 1,5-2 раза, констатируют в РЭУ.
«Причины негативной динамики реальных доходов связаны именно с отсутствием устойчивых высоких темпов роста российской экономики (более 5% в год), что наблюдалось с 2000 по 2009 гг., а также с проведением жесткой бюджетной политики после мирового финансового кризиса 2008-2009 гг.», – говорится в заключении.
Для улучшения ситуации с доходами в РЭУ им. Плеханова предложили выделить средства для дополнительной поддержки населения: «В условиях сохранения неблагоприятной ситуации с пандемией коронавируса в федеральном бюджете должны быть предусмотрены средства на продолжение стимулирующих выплат населению и компаниям сферы услуг на случай введения ограничительных мер в 2022 г.».
По оценке экспертов РЭУ, практика антикризисной финансовой господдержки российского населения и бизнеса в 2020-2021 гг. хотя и уступала по масштабу аналогичным мерам в развитых странах, но оказала действенное влияние на восстановление потребительского спроса и, как следствие, на темпы экономического роста в 2021 г.
Как отмечают эксперты, конструкция федерального бюджета на 2022-2024 гг. демонстрирует возврат к умеренной бюджетной консолидации. «Пассивная политика бюджетной консолидации, реализуемая в допандемийный период, полностью себя исчерпала», – подчеркивают экономисты РЭУ. В современных условиях требуется перенастройка бюджетных приоритетов в направлении долгосрочной финансовой поддержки прорывных направлений, считают они.