СОХРАНИТЬ ПЕРСОНАЛ
Укомплектованность кадрами и процессы в сфере оплаты труда рассмотрены на расширенном пленарном заседании комитета дорожной территориальной организации профсоюза на Куйбышевской железной дороге с онлайн подключением узлов и станций.
Обзор по теме представил председатель Дорпрофжел Альберт Премилов. В обсуждении участвовали начальник службы управления персоналом Куйбышевской магистрали Ольга Рязанова и руководители кадровых органов дирекций.
«В этом году многие структурные подразделения столкнулись с ростом текучести профессиональных кадров. Главным поводом большинство уволенных (64%) назвали неконкурентную зарплату. В некоторых населенных пунктах с насыщенным рынком труда она начала отставать от аналогичного показателя в региональной промышленности», – отметил Альберт Премилов.
Вторым по значимости фактором (14%) указана напряженность труда (увеличение объема работы из-за отсутствия других работников, сокращения штата, вынужденное совмещение профессий.
«Треть трудоустроенных уволились в первый год работы. Среди озвученных причин – несоответствие зарплаты интенсивности труда, нежелание работать в ночную смену, привлечение к технической учебе в выходные дни, ненормированный режим, частые собрания и совещания», – поделилась заместитель начальника Куйбышевской дирекции управления движением по кадрам и соцвопросам Лариса Пелевина.
Заметно изменились приоритеты молодых работников. Нередко высокой зарплате они предпочитают комфортную и размеренную атмосферу на рабочем месте, – подчеркнула Пелевина.
На тысячу человек больше трудоустроила дорога в этом году. В то же время с магистралью рассталось на полторы тысячи работников больше, чем годом ранее, в том числе 700 новичков.
Высокую текучесть кадров, и не только в железнодорожной отрасли, подогрел беспрецедентно низкий уровень безработицы. Предприятия буквальном борются за персонал. Нередко предложения работы превышают ее спрос, и как отмечают некоторые эксперты, игра предстоит долгая.
В этой ситуации в РЖД увеличили зональные надбавки некоторым категориям работников, однако вскоре проявился перекос. В некоторых случаях уровень оплаты труда ИТР, руководителей среднего звена оказался ниже зарплат их подчиненных.
Например, на ряде предприятий начальники участков стали получать меньше мастеров, старших электромехаников, а мастера в вагонном хозяйстве меньше осмотрщиков-ремонтников.
К тому же, зональная надбавка – явление временное, устанавливается на год и только при наличии определенных негативных факторов, без гарантии продления, что безусловно умаляет ее мотивационную составляющую на фоне слабых перспектив увеличения тарифной части оплаты труда в ближайшей перспективе.
Для устранения перекосов решено более выраженно применять другие мотивационные инструменты. Часть из них озвучил заместитель начальника Куйбышевской дирекции инфраструктуры по кадрам и соцвопросам Игорь Крещенко: увеличение потолков премирования и материальной помощи, вознаграждение за обеспечение безопасности движения и наставничество, надбавки за классные звания, профессиональное мастерство или высокий уровень квалификации, премии за присвоение Паспорта доверия, выплаты из фонда мастера.
Еще один вопрос, рассмотренный пленумом, – рост объемов сверхурочной работы и непроизводительных потерь локомотивных бригад, обусловленных рядом причин. Вкупе они усугубили напряженность трудового процесса, негативно отразились на привлекательности профессий, а в ряде случаев и на оплате труда.
Планы по выходу из ситуации разработаны. Одна из мер – увеличение списочной численности локомотивных бригад. Положительное решение в компании уже есть, ведется набор персонала.
Ряд мер принят в сфере оплаты труда локомотивных бригад. Так, с 1 ноября на 20 процентов увеличена тарифная составляющая зарплат, что позволило поднять их на 15-36 тыс. рублей. Утверждены стопроцентный уровень компенсации найма жилья и подъемные в размере 150 тыс. рублей при приеме на работу, в том числе и для вернувшихся после увольнения.
Ранее компания понизила до 9 классов образовательный ценз при приеме на обучение по профессии помощник машиниста и уменьшила срок обучения этой категории работников за применения практико-ориентированных подходов.
Кроме прочего, в РЖД разрабатывается стандарт дизайна и обустройства домов отдыха локомотивных бригад, предполагающий повышение уровня комфорта и услуг, что тоже сыграет немаловажную роль в мотивации труда.
«Рассчитываем на поддержку профсоюзных органов в вопросах информирования об этих и других новациях», – сообщил заместитель начальника Куйбышевской дирекции тяги по кадрам и соцвопросам Владимир Ли.
Участники пленума обратили внимание на предложения о пересмотре периодичности очных технических занятий, сокращения их количества. В определенной степени альтернативой им может стать система дистанционного обучения. Например, на вооружении учебных центров РЖД есть уже около шести тысяч дистанционных курсов.
«Будем продвигать этот тренд, – заверила Ольга Рязанова. – Уже в этом году на дороге приступят к работе более 90 помощников машинистов, освоившие программу обучения по сокращенным срокам».
Что касается снижения образовательного ценза до 9 классов при приеме на обучение, то такая практика теперь применима не только к будущим помощникам машинистов, но по некоторым другим железнодорожным профессиям (осмотрщики-ремонтники вагонов, составители поездов, бригадиры и монтеры пути, сигналисты и некоторые другие).
Еще одно новшество – отказ от установленных интервалов между присвоением разрядов по некоторым профессиям в путейском и станционном хозяйствах. Это поможет набравшим опыта работникам получить следующий разряд в более короткие сроки и, тем самым, увеличить свою заработную плату.
Эффект уже есть. В этом году на магистраль вернулось около 600 ранее уволившихся работников и еще около 500 железнодорожников, вышедших на пенсию в течение трех последних лет. Поощряется трудоустройство студентов, окончивших третий курс – ведутся переговоры с вузами о предоставлении им гибкого режима обучения.
«Сегодня важно не только принять, но и удержать персонал, помочь людям адаптироваться в компании. Например, в нынешней ситуации стоит прекратить создавать помехи работникам, желающим перевестись в другое подразделение РЖД. Пока же есть немало примеров, когда, получив отказ, люди увольняются из компании вообще или осуществляют перевод через увольнение, с осадком в душе и теряя в некоторых выплатах. А компания теряет в потенциале мотивации», – подытожила Ольга Рязанова.