ЧЕРНАЯ КРОВЬ ПОБЕДЫ
Память еще об одном уважаемом земляке увековечена в Рузаевке. На здании железнодорожного вокзала появилась мемориальная доска в честь Михаила Ивановича Кормилицына, чей жизненный путь начался в здешних местах – в селе Ключарево, а трудовой – на железной дороге.
Торжественное событие посвятили 125-летию Михаила (24.01.1900 – 03.10.1970), крестьянского сына, энергичного человека дела с нестандартным мышлением.
В церемонии открытия мемориала участвовали Глава Мордовии Артем Здунов, замначальника Управления ракетного топлива и горючего Минобороны России полковник Николай Нефедов, глава Рузаевского района Александр Юткин.
С железной дороги Кормилицина переманили еще в молодости. После двух вузов выбор сделан – нефтяная отрасль. Кстати, тогда еще не такая уж престижная. В конце 1930-х он уже в ранге замминистра, умело решает задачи создание резерва нефтепродуктов.
А дальше Великая Отечественная война. Гигантская война моторов, и нефть ее движитель. В рядах армии Михаил Иванович с первых дней. Его опыт востребован в недавно созданном Управлении снабжения горючим. В самое тяжелое время он возглавил структуру.
Черная кровь Победы. Авиация, танки, самоходки не выиграют сражение без горюче-смазочных материалов. Потребности высоки. Суточное потребление Красной Армией: 4-6 тыс. тонн в 1942 г. и 30-40 тыс. тонн в 1944 г. А за весь военный период войска израсходовали 13,5 млн тонн.
Запасы ГСМ сыграли огромную роль в боях под Москвой. Развертывание новых производств помогли разгромить гитлеровскую машину под Сталинградом.
Война востребует смекалистые решения. Когда немцы перекрыли сухопутные и речной пути снабжения фронта горючим из Баку, подчиненные Кормилицына наладили его транспортировку по морю (буксир тянул караван цистерн на плаву).
Еще одна новация – строительство подводных трубопроводов. Такой скрытно проложили по дну Ладожского озера, чтобы ежедневно подавать в осажденный Ленинград по 300–400 тонн горючего.
Складные подводные трубопроводы прокачивали топливо под Волгой к Сталинграду, к тыловым обозам на правый берег Дона, через Днепр и Вислу.
После войны генерал-лейтенант Кормилицын стоял у истоков становления НИИ ГСМ Красной Армии (сегодня – НИИ химмотологии МО РФ). По его инициативе появилось Военно-техническое училище службы снабжения горючим (до расформирования в 2011 г. подготовило более 17 тыс. военных спецов). Наконец, его считают отцом-основателем военной кафедры Московского нефтяного института имени И.М. Губкина.