2013-04-04
О выполнении Постановления IV Пленума ЦК РОСПРОФЖЕЛ от 18.10.2012 «О мерах Профсоюза по снижению производственного травматизма и созданию безопасных условий труда для членов РОСПРОФЖЕЛ»
Доклад председателя Дорпрофжел М.П. Миронова на VI Пленуме комитета Дорпрофжел (04.04.2013 г.)
Уважаемые члены комитета и участники Пленума!
Вопросы улучшения условий труда работников, профилактики производственного травматизма всегда являлись приоритетными в деятельности отраслевого профсоюза. Они регулярно рассматриваются на уровне центрального и дорожного комитетов профсоюза, их президиумов.
На ближайшую перспективу основополагающими для комитетов профсоюза в области охраны труда являются решения IV Пленума ЦК РОСПРОФЖЕЛ «О мерах, принимаемых организациями Профсоюза по снижению производственного травматизма и созданию безопасных условий труда работников – членов РОСПРОФЖЕЛ», состоявшегося 18 октября 2012 года и объявившего 2013 год – Годом здорового и безопасного труда.
Выступая на этом Пленуме, президент компании В.И. Якунин отметил, что «вопросы промышленной безопасности, надлежащих условий труда, сохранения здоровья работников являются элементом нашей конкурентоспособности. Мы заинтересованы в том, чтобы работники были здоровыми, потому что они дольше будут работать. Мы заинтересованы, чтобы они были поставлены в комфортные условия работы, потому что труд будет производительным» .
Большинство работников, работающих под воздействием вредных факторов, относится к массовым профессиям – это монтеры пути, электромонтеры контактной сети, машинисты локомотивов и их помощники, поездные диспетчера и дежурные по станции, составители поездов и др.
Только аттестация рабочих мест дает объективную оценку их состояния и позволяет сделать правильный выбор мер, направленных на устранение или снижение воздействий на здоровье человека вредных факторов, установить размер денежных компенсаций и льгот за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда.
Распоряжением ОАО «РЖД» от 4 августа 2008 года все работы по аттестации рабочих мест проводятся централизовано.
Общее количество рабочих мест на полигоне Куйбышевской дороги составляет 26969, на которых трудятся 54912 человек.
Количество рабочих мест не соответствующих требованиям норм охраны труда, составляет 9503 или 35% от их общего количества, с числом работающих 28869 человек или 52% от общего количества работающих. Из них 98% рабочих мест с неустранимыми вредными факторами.
В 2012 году аттестация рабочих мест по условиям труда проведена на 6815 рабочих местах, на которых трудится 14128 человек, из них соответствуют требованиям норм труда 76% рабочих мест.
За последние 5 лет на дороге приведено к нормам охраны труда 1647 рабочих мест с числом работающих 3683 человека и это позволило снизить количество рабочих мест не соответствующих требованиям норм охраны труда на 25%.
По этому показателю дорога выглядит значительно лучше, чем в среднем по ОАО «РЖД» (35% против 44%).
Однако не все структурные подразделения отнеслись ответственно к работе по приведению рабочих мест.
Наибольшее количество рабочих мест с вредными условиями труда установлено в Дирекции тяги – 80%, ДРП – 49%, ТР – 42%, ДИ – 39%.
По результатам проведенной аттестации, в ПМС Иглино – 71% рабочих мест не соответствуют нормам, СПМС -330 – 63%, в ОПМС Дема – 59%, в ПЧ Кузнецк – 58%.
Как видите проблем более чем достаточно.
В марте президиум ЦК Профсоюза рассмотрел вопрос о повышении роли и эффективности работы первичных профсоюзных организаций по снижению производственного травматизма, улучшения условий и охраны труда. Этому предшествовало изучение работы первичных профсоюзных организаций технической инспекцией труда ЦК Профсоюза, в том числе на Башкирском регионе нашей дороги.
Отмечено, что уровень знаний ряда председателей первичек по вопросам охраны труда, аттестации рабочих мест остается недостаточным.
Так у технического инспектора вызвала сомнение правильность проведения аттестации в Уфимской дистанции пути, где не установлены компенсационные выплаты за вредные условия труда операторам дефектоскопных тележек (председатель ППО Титова Э.Г.). В Октябрьской дистанции СЦБ (председатель ППО Карпова Т.И.) не выплачиваются компенсации за вредные условия труда электромеханикам, электромонтерам и водителям.
Есть такие примеры и в других подразделениях.
Председателям ППО надо твердо знать, в чем состоят права работников, и отстаивать их.
По результатам аттестации надо принимать конкретные меры для устранения негативных факторов и приведению условий труда к санитарно–гигиеническим нормам.
В 2013 году аттестацию планируется провести на 3166 рабочих местах для 4749 человек. Профкомам необходимо принять активное участие в проведении этой работы.
К сожалению не все представители Профсоюза, входящие в комиссию, прошли обучение порядку проведения аттестации, поэтому на ряде предприятий допускается необоснованное снижение размеров компенсаций за работу во вредных и тяжелых условиях труда.
С 1 апреля 2012 года работникам ОАО «РЖД», ранее не получавшим компенсационные выплаты за вредные условия труда, компания установила денежные компенсации в размере не менее четырех процентов.
К сожалению, некоторые руководители неправильно восприняли данное распоряжение и установили всем работникам выплаты в четыре процента как потолок.
Техническая инспекция труда не допускает необоснованного снижения размеров компенсаций, предоставляемых работникам за вредные и тяжелые условия труда.
Например, по требованию инспекторов установлены компенсационные выплаты в размере 8% монтерам пути Рузаевской, Инзенской, Пензенской, Кузнецкой дистанций пути.
В Самарской дистанции пути произведен перерасчет компенсационных выплат для 142 работников: освобожденных бригадиров, дежурных по переезду, дорожных мастеров, операторов дефектоскопной тележки и операторам по путевым измерениям, сигналистам, наладчикам железнодорожно-строительных машин. В Сызранской дистанции пути установлены доплаты для 269 монтеров пути – 4% с 1 апреля по 30 сентября и 8% в остальной период.
По филиалу ОАО «Трансконтейнер» стала производится доплата в размере 4% за вредные условия труда водителям автомобилей.
Установлены компенсационные выплаты 42 работникам Центра организации работы станций Пензенского региона и т.д.
Примеров можно привести много. Вы о них знаете, так как по вашей инициативе и проводились многие проверки.
Хозяйственные руководители и комитеты Профсоюза должны уяснить, что выгоднее создавать нормальные условия работникам, чем нести расходы на предоставление льгот и компенсаций в виде дополнительных отпусков и оплаты труда в повышенном размере работникам, занятых на тяжелых работах с вредными и тяжелыми условиями труда.
До недавнего времени предписывалось проводить аттестацию рабочих мест раз в пять лет. Сейчас Минтруд внес изменения в этот порядок. Теперь повторная аттестация будет проводиться только в отношении рабочих мест с вредными и опасными условиями труда. Решение не бесспорное.
С одной стороны эта мера снижает нагрузку но бизнес, с другой стороны за пять лет могут произойти изменения в нормативной базе по охране труда, может устареть оборудование, измениться его технические характеристики и это диктует необходимость регулярной аттестации всем рабочим местам. Этой позиции придерживается ФНПР.
По оценке Международной организации труда, от несчастных случаев на производстве в мире ежедневно гибнет 6 тысяч человек. На наших железных дорогах примерно один человек в день травмируется и один гибнет каждые 5 дней, то есть Железнодорожный транспорт представляют собой опасное производство.
За последние 4 года уровень производственного травматизма на дороге оставался приблизительно на одном и том же уровне.
В 2012 году допущено 23 несчастных случая, в которых пострадало 28 работников, из них 6 со смертельным исходом.
Причинами травматизма по прежнему остаются неудовлетворительная организация производства работ, не выполнение технологического процесса, не применение СИЗ, не проведение инструктажей по охране труда, нарушения правил дорожного движения;
Причинами производственного травматизма также становятся нарушения производственной и трудовой дисциплины – алкогольное опьянение. Профсоюз в таких случаях поддерживает любое жесткое решение в том числе и увольнение.
Для снижения травматизма требуется большая профилактическая работа, в том числе обучение основам безопасности.
Практически каждая проверка технической инспекции труда выявляет руководителей, необученных вопросам охраны труда, электро и промышленной безопасности.
Так, в Жигулевской дистанции пути в настоящее время не прошли обучение 23 руководителя среднего звена и 29 уполномоченных по охране труда. В ремонтном локомотивном депо Кинель–Грузовой не прошли обучение 10 руководителей и 2 инженера по охране труда. Такие примеры мы ежегодно выявляем сотнями.
Как можно говорить о качественном проведение инструктажей по охране труда, если руководители, а тем более инженеры по охране труда, не прошли обучение?
Работники железнодорожного транспорта подвергаются воздействию многих вредных факторов. Чаще всего, это воздействие производственного шума, вибрации и промышленной пыли. И, как следствие, в структуре профзаболеваний 80% составляет профессиональная нейросенсорная тугоухость шумовой этимологии, вибрационная болезнь и пылевые болезни легких.
Нарушения условий труда приводят к возникновению профессиональных заболеваний и повышению опасности производственного травматизма. На полигоне Куйбышевской железной дороги в 2012 году зарегистрировано 7 случаев профессиональных заболеваний, в 2011 году – 12. То есть наблюдается тенденция к снижению выявления профессиональных заболеваний среди железнодорожников.
Условия труда и производственного быта не в последнюю очередь влияет на заболеваемость работников с временной утратой трудоспособности.
За 2012 год на дороге зарегистрировано 32962 случая и 462292 дня временной нетрудоспособности по всем причинам. Средняя продолжительность на «больничном» составила 14 дней. Это значит, что около 1300 работников ежедневно отсутствуют на работе по причине временной нетрудоспособности.
Наиболее высокие потери рабочего времени по причине нетрудоспособности у работников локомотивных бригад – 866 дней на 100 работающих, более 600 дней этот показатель у работников пути, электроснабжения и проводников пассажирских вагонов.
На полигоне дороге ведется целенаправленная работа по улучшению санитарно-бытовых условий работников. Комитеты профсоюза принимают финансовое участие в этих мероприятиях. Большинство комнат приема пищи были оборудованы холодильниками, СВЧ-печами, электрическими чайниками за счет средств профсоюзных организаций.
В последние годы в предприятиях ОАО «РЖД » и других структур вводились новые и реконструировались существующие цеха, производственные участки и отдельные рабочие места.
В 2012 году завершилось строительство служебно-бытового корпуса и дома отдыха локомотивных бригад на 120 койко-мест со столовой в эксплуатационном локомотивном депо Абдулино.
Завершается капитальный ремонт административно бытового корпуса в Эксплуатационном локомотивном депо Самара, в котором будут расположены и санитарно-бытовые помещения, комнаты приема пищи.
Большая работа проведена по приведению домов отдыха локомотивных бригад к требованиям по их содержанию. Приобретены и установлены кулеры для питьевой воды, жалюзи, системы кондиционирования, вентиляторы. Отремонтирована вытяжная вентиляция в туалетах, душевых дома отдыха локомотивных бригад на ст. Октябрьск. Эти мероприятия реализовывались под непосредственным контролем Дорпрофжел и председателей первичных профсоюзных организаций.
В хозяйстве движения практически на всех станциях для оперативно-распорядительных работников и на всех постах и пунктах у вагонников–эксплуатационников созданы соответствующие требованиям производственные и бытовые условия.
На дороге в 2012 году реализована Программа по улучшению условий и охраны труда на сумму 240,6 млн. рублей.
В тоже время не все дирекции и структурные подразделения реализовали мероприятия по улучшению условий труда. В частности в Дирекции тяги не приобретено 200 гардеробных шкафов на сумму 1 млн. 650 тыс. рублей, Дирекция терминально–складского хозяйства не приобрела кондиционеров на сумму 70 тысяч рублей, а в Дирекции инфраструктуры не приобретены вытяжные устройства для удаления выхлопных газов, не проведены ремонты системы местной вентиляции, не произведен ремонт санитарно-бытовых помещений на 361 тыс. рублей.
Значительную работу по профилактике производственного травматизма и контролю за соблюдением законодательства в области охраны труда проводит техническая инспекция Профсоюза. Назову только два показателя их работы за 2012 год: проведено 555 проверок и выявлено 4229 нарушений.
По требованию технической инспекции в вагонном ремонтном депо Рузаевка проведен капитальный ремонт кровли над деревообрабатывающим отделением. Проведен капитальный ремонт табельной на ст. Саранск-2. Для обеспечения работников МЧ-1 санитарно-бытовыми помещениями Куйбышевская дирекция по управлению терминально-складским комплексом выделила 20 млн. рублей.
Под контролем находятся вопросы горячего питания для работников занятых на ремонте в «ОКНА» продолжительностью не менее 4-х часов и аварийно-восстановительных работах.
ЖТК приобрела специальные комплекты горячего питания совместно с разогревателем продуктов более 20000 комплектов.
Изменяются к лучшему условия труда и быта работников путевого хозяйства. Проведен капитальный ремонт табельной ПЧ Жигулевское Море на ст. Курумоч. Приобретено и установлено 6 модульных пунктов обогрева в ПЧ Пенза, Моршанск, Аксаково, Аша; 26 сушильных камер для спецодежды в ПЧ ИССО, Пенза, Моршанск, Кузнецк, Сызрань, Кинель, Дема, Бугульма, Круглое Поле, Стерлитамак.
Однако говорить о том, что на всех предприятиях и организациях наведен порядок еще рано.
На ряде предприятий еще недостаточно помещений личной гигиены женщин, сушки спецодежды, химчисток, прачечных и пунктов по ремонту спецодежды. Не все дистанции пути смогли заключить договора на стирку спецодежды.
Рузаевская дистанция пути получила отказ от всех химчисток Саранска на стирку спецодежды. В большей части подразделений не выдается двойной комплект спецодежды.
Эксплуатационное локомотивное депо Рузаевка перевели в административное здание бывшего отделения дороги, где отсутствуют санитарно-бытовые помещения для локомотивных бригад.
В старом бытовом помещении, где осталось 8 душевых сеток и 250 гардеробных шкафов, вход разрешен только в дневное время и в помещении царит полная антисанитария.
О неудовлетворительном положении дел с организацией труда и отдыха локомотивных бригад мы говорим ежегодно. Нынешний показатель сверхурочной работы – почти 1.5 млн. часов – очень большая цифра. Это почти 200 часов переработки в среднем на одного работника. И то, что разрешенный законодательством годовой порог сверхурочных в 120 часов превысили 57,5% машинистов и их помощников, свидетельствует об отсутствии контроля.
Председатели профкомов эксплуатационных депо должны вмешиваться в порядок распределения сверхурочной работы.
В эксплуатационных локомотивных депо начата работа по страхованию работников от потери профессиональной трудоспособности по медицинским показаниям с привлечением их собственных средств. На сегодня в ООО «Дорпрофзащита» для определения размера страхового взноса направлено только 39 заявлений. Мало. Эту работу в эксплуатационных локомотивных и моторвагонных депо надо наращивать.
Неотъемлемой частью создания безопасных и комфортных условий труда работников является своевременное их обеспечение качественной спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.
Больших претензий по поставке спецодежды в последнее время не возникает. Возникают отдельные проблемы с качеством, особенно рукавиц, которые не выдерживают сроков носки и иногда нет нужных размеров спецодежды.
Так например в эксплуатационном локомотивном депо Бугульма не было нужных размеров спецодежды для помощников машиниста тепловозов и машиниста тепловоза. И только после вручения начальнику депо Представления технического инспектора труда, работники были обеспечены спецодеждой нужного размера.
Во многих структурных подразделениях слабо работают комиссии по приемке и контролю за качеством спецодежды и спецобуви. Не все члены комиссии обучены правилам приемки, акты рекламации не составляются.
Не работают комиссии в эксплуатационном локомотивном депо Рузаевка, Абдулинской дистанции пути и других.
Считаю что мы недостаточно уделяем внимания такой проблеме, как стирка, химчистка и ремонт спецодежды. Наши работники – члены профсоюза вынуждены ходить в грязной, замазученной спецодежде.
На полигоне дороги не в полном объеме выполнен Приказ Начальника дороги Н/30 от 17.01.2012 г. «О мерах по предупреждению травматизма, улучшения условий труда и обеспечения промышленной, пожарной и электробезопасности на Куйбышевской железной дороге» в части заключения договоров на проведение стирки, химчистки и ремонта специальной одежды.
Не решен вопрос по стирке и чистке спецодежды в подразделениях Дирекции инфраструктуры:
- в дистанциях пути: Ковылкинской, Инзенской, Рузаевской, Кузнецкой;
- в дистанциях СЦБ: Инзенской, Пензенской, Рузаевской;
- в дистанциях электроснабжения: Инзенской, Рузаевской, Пензенской;
- в Рузаевской дистанции гражданских сооружений;
- в подразделениях ДРП: в ПМС-146 ст. 626км, ПМС-209 ст. Кузнецк;
- в ДЦС Пензенского региона (в частности на ст. Рузаевка, Саранск, Пенза-3);
- в ВЧДР-Рузаевка.
Прачечная при ТЧЭ Рузаевка не может обрабатывать загрязненную нефтепродуктами и иными загрязнителями спецодежду путейцев, вагонников, движенцев, так как предназначена, прежде всего, для стирки постельного белья.
Химчистка на ст. Рузаевка в настоящее время после ликвидации дирекции «Мордовпригород» перешла на баланс моторовагонного депо Рузаевка, которое проводит чистку только своим работникам.
Оператора химчистки в штате депо нет, работа осуществляется по разовым договорам по мере необходимости между моторовагонным депо и сторонним работником.
Уже несколько лет химчистка на Рузаевском узле не обслуживает предприятия узла. Положительное решение вопроса надо находить.
Важным вопросом является обеспечение работников качественным инструментом. Сегодня на полигоне дороги создано 118 комиссий по приемке инструмента. Дирекции провели расчеты потребностей в инструменте. В структурных подразделениях проведено около 2000 проверок состояния и наличия исправного инструмента, изъято и списано 5500 единиц неисправного инструмента. Получено взамен выбракованного 12581 единиц инструмента на сумму 6,4 млн. рублей.
На 2013 год стоит задача завершить работу по обеспечению каждого работника исправным инструментом в соответствии с технологической потребностью. Профсоюзные организации на местах должны контролировать этот процесс.
На полигоне дороги избрано более 1800 уполномоченных по охране труда. Однако не все уполномоченные обучены по охране труда, Служба охраны труда и промышленной безопасности не запланировала обучение уполномоченных по охране труда на 2013 год.
У нас достаточно примеров результативной работы уполномоченных по охране труда. Например, в вагонном эксплуатационном депо Октябрьск, локомотивном эксплуатационном депо Самара, Куйбышевской дирекции по ремонту пути.
Комитетам профсоюза этот участок работы надо держать под постоянным контролем и оказывать помощь в планировании работы комитетов по охране труда.
Надо совершенствовать систему морального, материального поощрения таких работников. Это их общественный труд и он должен поощряться.
Руководители Дирекций, служб и структурных подразделений уделяют мало внимания организации работы совместных комитетов, комиссий охраны труда, которые в подавляющем большинстве бездействуют. Это происходит из-за невнимания комитетов Профсоюза к этой проблеме.
Уважаемые участники Пленума!
В текущем году, объявленном Ггодом здорового и безопасного труда, на комитеты профсоюза всех уровней и техническую инспекцию труда возлагается особая ответственность по реализации решений IV Пленума ЦК Профсоюза и контролю за выполнениеv программы улучшения условий и охраны труда.
Напоминаю, что все комитеты профсоюза обязаны:
- рассмотреть решения Пленума и разработать собственные планы по реализации его решений;
- ежеквартально рассматривать вопросы, связанные с охраной труда;
- во втором квартале совместно с администрацией определить потребность и разработать программу ремонта и переоснащения санитарно-бытовых помещений мебелью и инвентарем.
Выполнение законодательства, норм и требований в области охраны труда в каждой организации, структурном подразделении должно способствовать решению задач стоящих перед коллективом и Компанией в целом.
Большое спасибо за внимание!