Каким был год на магистрали
Итоги выполнения коллективных договоров в 2013 году на предприятиях и в организациях железнодорожной отрасли на Куйбышевской магистрали подвел в Самаре социально-экономический форум. В его работе участвовали первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов и председатель Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Николай Никифоров.
В ходе форума отмечалось, что минувший год для предприятий отрасли был трудным. Из-за нестабильной экономической ситуации они были вынуждены оптимизировать издержки. Эффект от антикризисных мероприятий составил более 1 млрд. руб. Выросли производительность труда, средний вес грузовых поездов. Однако большинство плановых показателей выполнить не получилось. Например, объем погрузки составил 71,8 млн. тонн. Это больше чем в 2007-2011 годы, но меньше, чем 2012-м.
Ввиду негативной внешней конъюнктуры использовался режим неполной занятости. По словам начальника магистрали Сергея Соложенкина, он коснулся почти 15,6% персонала. Кроме того, на 3059 человек или 5,6% снизилась численность работников, а на Саранском вагоноремонтном заводе штат уменьшился на 26,8%.
Тем не менее, обязательства коллективных договоров выполнялись. Была проведена индексация заработной платы. Средняя зарплата железнодорожников выше, чем аналогичный показатель по промышленности регионов. На перевозках самые высокие в Оренбуржье и в Башкортостане, а наибольшее преобладание (+62,9%) в Мордовии. Вместе с тем по уровню среднемесячной зарплаты Куйбышевская магистраль находится на 14-м месте среди 16 дорог и на 13-м по росту реальной зарплаты.
По размерам зарплат верхние строчки занимают Куйбышевская дирекция тяги (38648 руб.), Куйбышевские центры «Желдоручет» (33160) и ФТО (32950), Самарский ИВЦ (32483) и Куйбышевская дирекция моторвагонного подвижного состава (32305). В конце списка Самарский филиал ОАО «Железнодорожная торговая компания» (12143), Куйбышевская дирекция по тепловодоснабжению (18911) и Абдулинский ПРМЗ (20417).
Между тем, пропорции роста зарплат в ряде производственных структур вызвали озабоченность у профсоюза. Например, в Куйбышевском филиале ОАО “ФПК” зарплаты руководителей увеличились на 10%, у представителей рабочих специальностей - на 6,4%, а у специалистов она и вовсе уменьшилась.
«В рамках договорных обязательств около 4100 детей работников отдохнули на льготных условиях в оздоровительных лагерях, более 2,6 тысяч работников воспользовались льготными путевками в здравницы, столько же – клубными картами в спортивно-тренажерные комплексы. В соответствии с обязательствами финансировались культурно-массовые и спортивно-оздоровительные мероприятия», – отметил председатель Дорпрофжел на Куйбышевской железной дороге Михаил Миронов.
Положительные изменения произошли в режиме труда локомотивных бригад – объем сверхурочной работы снизился на 26% (в 2011 г. – 1,265 млн. часов, в 2012 г. – 1,49, в 2013 – 1,1). Наибольшие объемы сверхурочной работы зафиксированы в локомотивных депо Уфа (353,3 тыс. часов), Пенза (206,9 тыс.) и Рузаевка (200,2 тыс.), а по переработке на одного работника «лидируют» депо Бугульма (257 часов), Ульяновск (208) и Кинель (192).
Большинство предприятий выполнили нормы выделения и освоения средств на охрану труда. Впрочем, в этот перечень не попали эксплуатационное локомотивные депо Рузаевка, Абдулино, Октябрьск, Сызранская и Аксаковская дистанции пути.
На некоторых предприятиях допускались сбои в обеспечении работников спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты. В их числе Бугульминская и Круглопольская дистанции пути, эксплуатационное локомотивное депо Ульяновск, вагонное ремонтное депо Рузаевка (ВРК-3). Еще немало примеров, когда предприятия не обеспечивают стирку, химчистку и ремонт спецодежды.
Ближайшие экономические перспективы Сергей Соложенкин оценил как достаточно жесткие. Вектор по-прежнему будет направлен на сокращение расходов. «Поэтому сегодня, как никогда, важны меры, направленные на повышение доходов. Нам нужно не только максимально использовать возможности инфраструктуры, но и развивать отношения с потребителями», – подчеркнул начальник дороги.
Михаил Миронов, в свою очередь, отметил, что содействие сокращению непроизводительных расходов должно стать приоритетом и для профсоюза как стороны социального партнёрства.