Можно выводы извлечь
В столице Куйбышевской магистрали оценили выполнение коллективных договоров
Неблагоприятная экономическая конъюнктура осложнила, но не остановила исполнение коллективных договоров на полигоне Куйбышевской железной дороги. Такой вывод прозвучал на совместном заседании хозяйственников и представителей отраслевого профсоюза, посвященном итогам социального партнерства в первой половине нынешнего года.
В обозначенном периоде, несмотря на кризисные явления, дорога погрузила 36,4 млн. тонн грузов, перевезла 10 млн. пассажиров и выполнила план по выручке от всех видов деятельности.
- Объемный показатель погрузки на 2,5 процента превысил прошлогодний уровень. Более того, есть неплохой задел на перспективу. Он обусловлен стабильным развитием бизнеса в субъектах Российской Федерации, которые мы обслуживаем, – заявил начальник дороги Сергей Соложенкин.
Динамика грузооборота тоже поступательная. Кроме того, на 5,7% выросла производительность труда. Как подчеркивают экономисты, все это позволило почти полновесно обеспечить расходы по социальным и другим обязательствам коллективных договоров. Сумма вышла внушительная – более двух млрд. рублей.
Почти все структуры ОАО «РЖД» и дочерних обществ выделили оговоренные средства на охрану труда. Вместе с тем на ряде предприятий зафиксированы перебои в обеспечении спецодеждой и средствами индивидуальной защиты.
Выступавшие также подчеркивали, что антикризисные меры, охватившие сферу оплаты труда, «разогревают» социальный климат в коллективах. Речь об уменьшении лимита фонда заработной платы.
Целенаправленными усилиями удалось повысить средние зарплаты у отдельных категорий работников в основных производственных группах на 5-8%. Однако рост реальной зарплаты в целом составил не более 0,2%.
В абсолютном выражении разброс в зарплатах обозначен промежутком от 19 (Куйбышевская дирекция тепловодоснабжения) до 39,9 (Куйбышевская дирекция тяги) тыс. рублей. По уровню заработков Куйбышевская дорога который год занимает нижние строки сетевого рейтинга. В перечне неконкурентоспособных «прописались» зарплаты монтеров пути, ремонтников дистанции инженерных сооружений, электромонтеров СЦБ и контактной сети.
- Экономить нужно, но это не означает, что экономия должна достигаться, прежде всего, за счет зарплаты персонала, – отметил председатель Дорпрофжел на Куйбышевской железной дороге Михаил Миронов.
Усугубляет ситуацию применение режима неполной занятости. По словам начальника дороги, он затронул 15,6% персонала. Помимо этого продолжается оптимизация штатов. За полугодие численность работников на полигоне дороги снизилась на 2277 человек (4,1%), а с начала 2013 года – более чем на 4000.
Перечисленные проблемы негативно отражаются на кадровом потенциале. К примеру, в Куйбышевской дирекции инфраструктуры вакантны более 1200 должностей, в том числе не хватает 678 монтеров пути (12% от штата) и 41 бригадира пути. Не укомплектованы штаты осмотрщиков вагонов, электромехаников и электромонтеров СЦБ, машинистов и помощникам машинистов путевых машин. Это увеличивает нагрузку на действующий персонал.
Наиболее ощутимый дефицит кадров в Куйбышевской дирекции по управлению терминально-складским комплексом (8,2%), хозяйстве пути и Куйбышевской РДЖВ (по 7,4%), Куйбышевской ДРП (5,5%).
В такой ситуации спрос на социальные гарантии и льготы коллективных договоров особый. Например, на льготные санаторно-курортные путевки. В первом полугодии только в рамках Коллективного договора ОАО «РЖД» этим видом отдыха охватили более 1,1 тыс. работников полигона дороги и членов их семей. В среднем вышло по 22,5 путевки на тысячу человек.
В пяти загородных лагерях отдохнули более двух тыс. детей работников, на Черноморском побережье побывали 540. Отдых 150 детей в детском санаторно-оздоровительном комплексе «Жемчужина России» (Анапа) организовал и профинансировал профсоюз.
В соответствии с утвержденными сметами финансировалась работа по организации культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий для работников. Среди них спартакиады, соревнования по лыжным гонкам, мини-футболу, волейболу, лёгкой атлетике, плаванию, по пляжным видам спорта.
По словам начальника дороги, укрепить социальную сторону коллективных договоров сможет только вдумчивая и ответственная производственно-экономическая политика. Например, программа «Бережливое производство». В 2010 году ее начинали 5 «пилотных» подразделений. К концу прошлого года она охватывала уже 72 подразделения, а в нынешнем запланирован 100-процентный охват.
- Намерены оптимизировать 535 технологических процессов, направить их в русло эффективности и снижения непроизводительных потерь. За полгода реализовали более 130 проектов бережливого производства и получили экономический эффект в 3,4 млн. рублей. Авторы проектов не оставлены без внимания. В этом году дорога уже поощрила 82 работников на общую сумму в 704 тыс. рублей, – поделился Сергей Соложенкин.
Кроме того, дорога провела конкурс рационализаторов, в ходе которых были отобраны 16 заслуживающих внимание предложений. Авторам выплачено денежное поощрение на общую сумму в 245 тыс. рублей.