Почему отменили постановление
В июле Правительство РФ отменило свое постановление № 870 от 20.11.2008 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда». Таким образом, поставлена точка в затянувшемся споре.
Документ изначально был не исчерпывающим. Предполагалось, что в течение полугода после его издания в России будет разработан новый порядок предоставления гарантий и компенсаций за вредные условия труда и, как следствие, прекратят свое действие Списки, Перечни и Инструкции бывшего СССР. Поручили Минздраву (с июля 2012 года вопрос был в компетенции Минтруда и соцразвития), однако дело застопорилось – согласовать новую формулу так и не получилось.
За пять с лишним лет накопилась противоречивая правоприменительная практика в отношении реализации постановления. Даже решения Верховного суда не отличались последовательностью. Юристы указывали на некорректность формулировок документа, сетовали, что он утвердил принцип социальной несправедливости, заявив одинаковые бонусы за разные условия работы.
Ситуация поменялась с появлением Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда». Изменился сам подход к установлению гарантий и компенсаций для «вредников». Он стал дифференцированным, учитывающим класс (подкласс) условий труда.
В связи с отменой 870-го постановления руководствоваться следует Трудовым Кодексом РФ (с изменениями, внесенными законом № 421-ФЗ). Так, статья 117 устанавливает минимальный размер дополнительного отпуска (конкретные размеры устанавливаются на основании отраслевого соглашения трудовыми договорами, коллективными договорами, локальными актами и соглашениями), статья 147 – минимальный размер повышения оплаты труда (конкретные размеры должны устанавливаться с учетом мнения профсоюза). Кроме того, ТК РФ определил продолжительность ежедневной рабочей смены при работе во вредных и опасных условиях, порядок увеличения максимально допустимой длительности такой смены и порядок суммированного учета времени работы во вредных и опасных условиях труда, когда установленная длительность не может быть соблюдена по условиям производства (ст. 92, 94, 104).
Между тем, некоторые эксперты в сфере регулирования социально-трудовых отношений и вовсе считают, что развитие системы компенсаций за вредные и опасные условия труда – тупиковый путь, не стимулирующий работодателей улучшать условия труда. Дескать, зачастую работодателю проще и выгоднее оплачивать компенсации, чем вкладывать средства в улучшение условий труда.