Год в социальном ракурсе
Итоги выполнения коллективных договоров в 2015 году на полигоне Куйбышевской железной дороги подвел в Самаре региональный форум. С докладами по теме выступили начальник дороги Сергей Соложенкин и председатель Дорожной территориальной организации профсоюза Михаил Миронов. В работе форума участвовал заместитель председателя РОСПРОФЖЕЛ Андрей Карабанов.
Отмечено, что предприятия функционировали в условиях финансовых ограничений, поэтому и фактический объем социальных гарантий выглядит скромнее, чем годом раньше. На реализацию обязательств направлено 6,1 млрд. рублей.
Грузооборот магистрали снизился на 5,4% (в 2014 г. минус 2,6%), объем погрузки на 2,6 млн. тонн. Всего погрузили 70,1 млн. Зато на 1,3% выросла производительность (по сети на 4,8%). Задача нынешнего года, поставленная правлением ОАО «РЖД», повысить производительности не менее чем на 3,5%.
Все хозяйственные структуры оптимизировали расходы. В целом магистраль поджалась на 1,5 млрд. рублей, по ОАО «РЖД» – на 28 млрд. Каждый десятый работник дороги трудился в режиме неполной занятости.
Профсоюз добивался индексации зарплат на уровне роста цен, но договориться удалось только на 3,7% (с 1 марта 2015). В итоге среднемесячная зарплата хотя и выросла, но в реальном выражении потеряла. К примеру, на перевозках снижение составило 6,1%.
Среди ведущих профессий самый высокий уровень зарплаты сложился у машинистов локомотивов (48,7 тыс. рублей), машинистов моторвагонного подвижного состава (46,5) и электромехаников СЦБ (35,9).
Статистика утверждает, что зарплаты железнодорожников выше средних по регионам – от 7% в Татарстане до 55% в Оренбуржье, однако это «средняя температура по больнице». Например, в Сызранской, Октябрьской, Кротовской, Бугульминской и Белорецкой дистанциях пути зарплаты ниже, чем по области. Неслучайно путейцы испытывают дефицит кадров. Самая высокая текучесть среди монтеров пути (20,8%), дежурных стрелочных постов (19,4), сигналистов (18,4) и ремонтников инженерных сооружений (18).
«Система обучения и адаптации новых работников затратна сама по себе. Чтобы снизить расходы на эти цели, нужно способствовать закреплению кадров», – считает Михаил Миронов.
На мероприятия по охране труда предприятия дороги израсходовали почти 955 млн. рублей, а без учета затрат на спецодежду, средства индивидуальной защиты и медосмотры – 499 млн. Это 0,78% от общих расходов, что выше гарантированной планки в 0,7% и больше, чем в 2014 году.
Улучшены условия труда на 1400 рабочих местах, а 148 приведены к нормам. Развивался и производственный быт. Например, в Димитровградской дистанции пути, эксплуатационном локомотивном депо Ульяновск. Решен вопрос доставки работников на участках Инза – Балашейка и Рузаевка – Красный узел.
Участники форума обратили внимание на негативную динамику в сфере безопасности движения поездов. В минувшем году зафиксировано 120 критических событий, что на 52% больше, чем в 2014 году. «Необходимо создать надежный общественный заслон нарушителям технологии работ», – подчеркнул Михаил Миронов, отметив, что десятки общественных инспекторов поощрены денежными премиями.
На высоком уровне прошла летняя оздоровительная компания для детей работников. В пяти лагерях дороги отдохнули почти 3,5 тыс. школьников (в 2014 – 3370). Еще 493 оздоровились на Черноморском побережье (в 2014 – 543), в том числе 100 – по бесплатным путевкам от профсоюза (в 2014 – 150).
Льготные санаторно-курортные путевки получили почти 3 тысячи человек, из них 72,3% работников, 3,2% членов семей и 24,5% неработающих ветеранов отрасли. По путевкам РОСПРОФЖЕЛ в Черноморских здравницах побывали 230 профсоюзных активистов. Около 200 взрослых и детей участвовали в экскурсионных программах от профсоюза.
Работодатели бесперебойно перечисляли предусмотренные договорами средства для обеспечения культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий. Только спортивными мероприятиями было охвачено свыше 3000 работников.
«В нынешнем году нужно приложить максимум усилий, чтобы не просто выполнить производственные планы, но и повысить внутреннюю эффективность предприятий», – отметил Сергей Соложенкин и напомнил, что хорошим заделом здесь может стать уменьшение непроизводительных расходов.
В минувшем году такие расходы составили сумму в 509,8 млн. рублей (в 2014 – 539,8 млн.), и подавляющая часть приходится на тягу и управление движением. Из-за издержек в организации работы локомотивных бригад накоплено 1,066 млн. часов непроизводительных потерь, а это ни много ни мало работа 630 человек ежемесячно. В то же время набрано более 542 тысяч часов сверхурочной работы.