Раз уж договорились
Куйбышевская железная дорога подвела итоги реализации коллективных договоров в минувшем году. В форуме социальных партнеров (представителей работодателей и работников) участвовали старший вице-президент – главный инженер ОАО «РЖД» Валентин Гапанович и председатель отраслевого профсоюза Николай Никифоров.
Итоговое мероприятие было организовано в Самаре под эгидой начальника магистрали Рашида Сайбаталова и председателя дорожной территориальной организации профсоюза Михаила Миронова. Они отметили, что обязательства коллективных договоров в целом выполнены. Без сложностей не обошлось, и они были обусловлены нестабильной динамикой производственно-финансовых показателей.
На предприятиях ОАО «РЖД» зарплату проиндексировали дважды – на 2,9% с 1 марта и на 3,5% с 1 октября. Примерно на том же уровне индексировали зарплаты в большинстве дочерних и зависимых обществах. Тем не менее, реальные доходы железнодорожников по-прежнему отстают от роста цен. Вот и в минувшем году реальная зарплата на полигоне дороги снизилась к уровню 2015 года на 1,3%.
Режимом неполной занятости было охвачено более 9 тыс. или 21% работников. Ряд предприятий, особенно в путевом комплексе, продолжают сталкиваться с ощутимой текучестью кадров. Впрочем, зачастую проблемы удавалось сглаживать введением зональных надбавок (15-45% от заработка).
Продолжает снижаться объем сверхурочной работы локомотивных бригад. Он составил 425 тыс. часов против 542,8 тыс. в 2015 году, 965 тыс. в 2014 году и 1,1 млн в 2013 году.
Благодаря гарантиям коллективного договора только на предприятиях ОАО «РЖД» льготными путевками на отдых и санаторно-курортное лечение воспользовалось 2666 работников, членов их семей и неработающих пенсионеров. На достойном уровне была организована детская оздоровительная кампания. В пяти лагерях дороги отдохнуло 3,5 тыс. детей, 500 побывали на море. Профсоюз оплатил отдых 99 детей из многодетных и малообеспеченных семей в черноморском санаторно-оздоровительном комплексе «Жемчужина России», а 99 ребят по профсоюзным путевкам побывали в Крыму.
Михаил Миронов отметил, что профсоюзная сторона социального партнерства серьезно отнеслась к призыву организовать общественный контроль в вопросах обеспечения безопасности движения поездов. На дороге избрано 447 общественных инспекторов и снижение количества нарушений в этой сфере на 40% во многом было обусловлено работой этих людей, а также штатных специалистов технической инспекции профсоюза.
Рашид Сайбаталов добавил, что на дороге будет продолжена практика денежных вознаграждений за безаварийную работу. В прошлом году дирекции выплатили более 172 млн. рублей этого вида премиальных.
По словам начальника дороги, стабильная, безаварийная работа и снижение издержек помогают предприятиям выполнять социальные обязательства. Он напомнил о задачах, которые предстоит решить на магистрали в нынешнем году. Например, обеспечить погрузку не ниже уровня в 65 млн. тонн, грузооборота в 151,7 млрд. тонно-км, участковой скорости 41,6 км/час и ряд других.
В ходе форума работали круглые столы по вопросам оплаты и охраны труда, исполнения трудового законодательства и социальной поддержки и другим проблемам. Лидер отраслевого профсоюза отметил открытость и откровенность состоявшихся обсуждений.
- Мы договорились с президентом компании о том, чтобы предложения и замечания, высказанные в ходе подобных мероприятий, не влекли за собой негативные последствия для тех, кто их высказал, а, напротив, становились пищей для размышления, для выработки мер по решению той или иной проблемы. Проблемы нужно решать на ходу, а не загонять их вглубь», – заявил Николай Никифоров.
По словам председателя РОСПРОФЖЕЛ, в минувшем году профсоюз приложил немало усилий, чтобы сократить случаи необоснованного применения режима неполного рабочего времени. Руководство компании пошло навстречу этим устремлениям, однако подобные факты еще имеют место.
Николай Никифоров, что в последнее время профсоюз провел большую работу, чтобы заключить около 400 коллективных договоров взамен истекших. В целом в них нашлось место ранее действующим гарантиям, однако есть и негативные примеры, идущие вразрез с нормами базовыми договоренностями – отраслевыми соглашениями. Один из них – исключение из Коллективного договора ОАО «ФПК» гарантии о предоставлении работникам бесплатного проезда пригородным транспортом.
- Я уже провел несколько встреч по этому случаю. Центральный комитет не оставит его без внимания. Надеюсь, что проблему решим, – сообщил председатель профсоюза.
Вице-президент Валентин Гапанович обратил особое внимание на проблемы охраны труда. По его словам, после череды травматических случаев, ОАО «РЖД» организовало проверки по вопросам деятельности аутсорсинговых компаний, занятых перевозками работников. Вскрыт целый ряд нарушений, а также недостатков в оформлении договорных отношений с такими компаниями.
- Я намерен глубоко погрузиться в эту тему. Разберемся, как возят, куда возят, насколько качественно оказывается услуга и, в конечном итоге, порядок в этом деле обязательно наведем, – пообещал Валентин Гапанович.
Будет усилен контроль и в сфере обеспечения работников спецодеждой и средствами защиты. Помимо ужесточения мер по наведению порядка в вопросах выдачи спецодежды, вице-президент анонсировал создание аккредитованной лаборатории по исследованию качества спецодежды и обуви при Всероссийском НИИ железнодорожного транспорта. Она будет проводить исследования не только на стадии закупок, но и в процессе носки спецодежды и спецобуви.
- В минувшем году на приобретение спецодежды и средств защиты компания выделила 5,2 млрд рублей. На целом ряде дорог активно функционировала система по выявлению некачественных поставок и подготовке рекламаций. Куйбышевская магистраль не выдала ни одной рекламации, что вызывает вопросы к службам охраны труда, – заявил Валентин Гапанович.