13.06.2012
Председатель Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Николай Никифоров провел в Самаре совещание с профсоюзным активом, действующим на полигоне Куйбышевской железной дороги. Этому событию предшествовала двухнедельная рабочая поездка по Куйбышевской магистрали представителей аппарата Центрального комитета РОСПРОФЖЕЛ. Специалисты высшего профсоюзного органа проанализировали деятельность около 80 «первичек», а также практику правовой и технической инспекций Дорожной территориальной организации РОСПРОФЖЕЛ.
Лидер профсоюза рассказал о действиях, которые предпринимает ЦК профсоюза в целях улучшения условий труда, укрепления социально-трудовых и связанных с ними экономических гарантий работников. Он подчеркнул, что стабильность в коллективах поддерживают отраслевые соглашения и коллективные договоры. На Куйбышевской железной дороге они выполняются в полном объеме.
Вместе с тем Николай Никифоров отметил, что средняя зарплата работников дороги существенно отстает от темпов роста производительности труда и не соответствует в целом неплохому уровню производственных показателей, которые демонстрирует магистраль в настоящее время. Она остается самой низкой по сети дорог ОАО «РЖД», а по темпам роста занимает 11 место из 16. ЦК РОСПРОФЖЕЛ намерен начать переговоры по исправлению этого дисбаланса, но в то же время призывает инициировать их и на местах.
– Далеко не все комитеты профсоюзных организаций рассматривают на своих заседаниях вопросы заработной платы и премирования работников, вопросы нарушения законных социальных прав членов профсоюза, – заметил в своем выступлении руководитель департамента социального партнерства, труда и заработной платы РОСПРОФЖЕЛ Александр Лощагин.
В ходе совещания отмечалось, что «первички» и правовые инспекторы труда профсоюза усилили контроль над соответствием локальных нормативных актов требованиям законодательства. Вместе с тем проверки показали, что еще не все нарушения изжиты. Например, положения по премированию ряда предприятий содержат нормы явно дискриминационного характера. «Профсоюз должен поправить руководителей, которые неправомерно предоставили себе право не выплачивать премию вновь принятому работнику в первый месяц работы или, в случае увольнения работника по собственному желанию, – в последний месяц работы», – обратился к собравшимся Александр Лощагин.
Руководитель технической инспекции – главный технический инспектор труда РОСПРОФЖЕЛ Юрий Меламед довел до собравшихся обзор нарушений в сфере охраны труда, выявленных инспекцией на предприятиях полигона Куйбышевской магистрали. Среди них обострившаяся проблема превышения нормы сверхурочных часов работы локомотивных бригад, издержки в обеспечении горячим питанием на «окнах», в обустройстве и отдельных домов отдыха локомотивных бригад, в обеспечении спецодеждой, в организации производственного быта и аттестации рабочих мест.
Аналогичный анализ представил и руководитель правового департамента – главный правовой инспектор труда РОСПРОФЖЕЛ Яков Купреев. По его словам, основные нарушения трудового законодательства на предприятиях связаны с учетом рабочего времени, определением режима труда и отдыха, привлечением работников к дисциплинарной и материальной ответственности. Например, в Ульяновской дистанции пути не соблюдается процедура привлечения к работе в выходные и праздничные дни. В нынешнем году профсоюзная правовая инспекция уже вынесла руководителям и комитетам профсоюза 150 письменных представлений с требованиями об устранении нарушений трудовых прав работников и причин, им способствующих.
Заместитель председателя РОСПРОФЖЕЛ Наталия Бурова, в свою очередь, затронула проблемные вопросы в обеспечении деятельности производственных столовых. «Из-за конфликта интересов ряд таких объектов находится под угрозой закрытия, некоторые серьезно обветшали. И в этих случаях от профсоюзных организаций требуется взвешенная и более деятельная позиция», – отметила Наталия Владимировна.
Стоит отметить сам характер встречи. Значительная ее часть прошла в духе содержательного диалога, в ходе которого выявлялись насущные проблемы и вырабатывались механизмы их решения. Николай Никифоров поставил перед профсоюзным активом ряд конкретных задач, сделав акцент на перенос основной работы в низовые первичные организации, на целенаправленную работу с людьми. Он также нацелил Дорпрофжел на создание новых организаций профсоюза в структурах, отданных на аутсорсинг, неукоснительное следование основным принципам деятельности профсоюза.
В завершении совещания председатель Дорпрофжел на Куйбышевской магистрали Михаил Миронов поблагодарил Николая Никифорова и его команду за действенную практическую и методическую помощь, оказанную «первичкам» в ходе рабочей поездки по магистрали, и пожелал собравшимся новых успехов в деле защиты интересов членов профсоюза.
***
РОСПРОФЖЕЛ объединяет более 1,66 млн человек. В последние годы профсоюзные ряды пополнили свыше 160 тысяч человек, а вышло из них всего около 4 тысяч.