Мост длиной в 140 лет
На Куйбышевской магистрали отметили юбилейную дату – 140 лет назад заступил на службу Александровский мост, который стал первой железнодорожной переправой через среднее и нижнее течении Волги, соединив запад и восток России. Дорожная территориальная организация профсоюза присоединилась к чествованию тех, кто обеспечивал и продолжает обеспечивать содержание и охрану стратегического объекта.
В торжественном мероприятии участвовали исполняющий обязанности первого заместителя начальника дороги Дмитрий Кулажников, заместитель начальника Куйбышевской дирекции инфраструктуры Олег Чайка, заместитель председателя Дорпрофжел – руководитель Самарского филиала Сергей Старостин, глава города Октябрьск Александра Гожая.
В ходе праздника у моста был открыт памятный знак в честь старейшего железнодорожного сооружения и его строителей, а подразделения ведомственной охраны и транспортной полиции провели показательные учения.Завершилось мероприятие выступлениями творческих коллективов.
Не обошлось без наград и поощрительных подарков от компании и отраслевого профсоюза. В числе тех, кому они были в этот день вручены,ремонтники искусственных сооружений Олег Сорокин, Игорь Хохлов, ЮрийШмаль,Андрей Морозов,АлексейЦарев, Вячеслав Давыдов, стрелок Александр Серебряков, ветераны ВладимирПолозюк, Александр Хомяков.
Отдельных наград удостоены октябрьский краеведческий музей во главе с Владимиром Кульпановым,общественная организация «Содружество детских и молодежных объединений городского округа Октябрьск», учащиеся специализированного железнодорожного класса школы №8, а также Евгений Рябов, обладатель уникальной коллекции открыток и раритетов, связанных с Александровским мостом.
Мост появился в этих краях вполне обоснованно. Здесь уже начали прокладывать железнодорожный путь к азиатским рынкам, российским кладовым на востоке, в Индию и Китай. Место для строительства выбрали возле поселка Батраки (сейчас это город Октябрьск Самарской области). Создателями стали люди с известными именами – инженеры Н.А. Белелюбский, В,М. Березин, К.Я. Михайловский.
Возведение моста, начатое в 1776 году,покорило воображение современников. В нем участвовало более 2,5 тыс. рабочих и специалистов. Очень быстро у реки вырос поселок строителей с конторой, мастерскими, складами, жилыми домами, банями, магазинами и больницей.
Для сооружения опор использовали кессонны–длинные металлические камеры. Их погружали на дно, а затемнаполняли сжатым воздухом, который вытеснял на поверхность воду, ил и мягкий грунт. В освобожденном от воды пространстве и строили вверх каменную опору. Впрочем, не все получалось сразу. Своенравность Волги и сезонные сложности заставляли не раз дорабатывать проект и увеличивать расходы.
Казалось бы, былиполные данные за последниесто лет об уровне воды в бассейне, но природа преподнесла сюрприз. В ходе половодья вода подняласьпочти на 13 метров выше расчетного уровня (можно представьте дом в 4-5 этажей). К тому же река разливалась на 7-9 километров в ширину, а ее течение развивало скоростьдо 100 м/с. В таких условиях строительство останавливалосьдо трех месяцев, пока воды не входили в обычное русло. Нужно прибавить к этому грозный ледоход, который сметал многие подготовительные конструкции.
Мост общей длиной в 1436 метров собрали из 13 пролетов.Названон был в честь тогдашнего императора Александра II. Торжественное открытие состоялось 30 августа 1880 года, причем ленточку перерезал лично министр путей сообщения адмирал Константин Посьет.
В течение первых 20 лет эксплуатации Александровский мост считался самым большим в Европе и вторым по протяженности в мире. Кроме того, он стал прародителем мостовых переходов через Енисей, Иртыш, Обь, через Волгу в районе современного Ульяновска.В 1900 году макетмоста, прозванного «русским чудом»,даже экспонировали на Всемирной выставке в Париже. Сейчас онхранится в Железнодорожном музее Санкт-Петербурга.
Общие затраты на строительство моста составили около 7 млн золотых рублей (5,86 млрд в современном эквиваленте), и эти капитальные инвестиции были не последними в истории этого железнодорожного объекта.
В 1918 году легионерыотступающего на восток чехословацкого корпусауспели подорватьна мосту два пролета.Конструкцию восстанавливали тысяч рабочих, причем зимой по волжскому льду была проложена временная железнодорожнаяпереправа. Она действовала до весны, а в мае 1919 года движение по мосту вновь было открыто.
Втечение 1949-1957 годов мост был расширен,получил второй рельсовый путь и несущий каркасс контактнымэлектропроводом, а десятилетия спустя, в 2003-2004 годы,была проведена замена пролетных строений.