15.10.2020
Когда выиграли все
На Куйбышевской железной дороге успешно апробировали собственный проект бережливого производства в сфере пассажирских перевозок. И хозяйственное руководство, и профсоюзные организации задействованных предприятий признали его эффективным и полезным.
Этот проект стал плодом совместной работы Куйбышевской дирекции тяги и Центра повышения эффективности труда персонала, который был создан на магистрали три года назад. Разработчики взялись повысить эффективность пассажирских перевозок на ключевых участках: Самара – Пенза и Пенза – Рузаевка. Прежде всего, была поставлена цель исключить непроизводительные затраты на проследование локомотивных бригад пассажирами.
До эксперимента участок Самара – Пенза (389 км) в пассажирском движении обслуживали только самарские бригады. Причем едва ли ни ежедневно им приходилось следовать пассажирами либо в одну сторону, либо в другую. Причины – непарность поездов по дням недели и фактический запрет на длительные переотдыхи. Особенно усугублялась ситуация зимой, когда самарским бригадам, из-за отмены в расписании движения ряда поездов, приходилось возвращаться окольными путями – через Рузаевку.
Ежегодные потери при такой работе составляли около 10 тыс. часов следования пассажиром. На них и было сфокусировано внимание авторов проекта. Посоветовавшись с машинистами-инструкторами и локомотивными бригадами, разработчики решили изменить принцип подвязки локомотивных бригад к поездам, а именно – привлечь к процессу бригады из эксплуатационного локомотивного депо Пенза.
Теперь, в зависимости от дней недели, к циклу движения поездов стали подключаться либо бригады из Самары, либо из Пензы. При этом, чуть увеличенное время на отдых позволило бригадам возвращаться домой с поездом, а не пассажиром.
«Это можно рассматривать как модель графиковой работы, которая, ко всему прочему, позволяет исключить из рабочего времени низкооплачиваемые часы следования пассажиром. Это несомненный плюс, ведь на такие часы премиальные вознаграждения, а также доплаты за квалификацию, не распространяются, поэтому люди попросту теряли в заработке», – отмечает председатель профсоюзной организации эксплуатационного локомотивного депо Пенза Николай Золкин.
Когда выяснилось, что механизм себя оправдывает, этот же алгоритм распространили и на участок Пенза – Рузаевка. Здесь пассажирами приходилось «кататься» пензенским бригадам, но когда к обслуживанию поездов на плече Самара – Рузаевка без смены в Пензе подключились самарские бригады, ситуация была исправлена.
«Наши бригады эксперимент поддержали, так как почувствовали его мотивационную составляющую. Проект укрепляет кадровый потенциал депо. Начали с обкатки двух локомотивных бригады на участке Самара – Пенза – Рузаевка, а сейчас готовим еще семь», – рассказал председатель профсоюзной организации эксплуатационного локомотивного депо Самара Василий Монец.
По данным авторов, реализация проекта позволила получить годовой экономический эффект на сумму более 7,4 млн руб. и, кроме того, повысить заработную плату локомотивным бригадам на этом участке.