Итоги, надежды и возможности
На Куйбышевской железной дороге подвели итоги выполнения коллективных договоров в 2020 году. Форум социального партнерства был организован в Самаре. Его участники отметили, что договорные гарантии и обязательства в целом исполнены, коллективные трудовые споры не зарегистрированы.
Формат мероприятия предполагал как очное, так и дистанционное присутствие. Велась онлайн-трансляция, функционировала обратная связь с региональными студиями, позволяющая подключать к прямому эфиру выступавших с мест.
В режиме видеоконференции общались с участниками форума и представители головных органов социального партнерства – заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Шаханов и заместитель председателя РОСПРОФЖЕЛ Сергей Тюменев.
С отчетными докладами выступили начальник дороги Вячеслав Дмитриев и председатель дорожной территориальной организации профсоюза Альберт Премилов.
«Несмотря на известные трудности, связанные с пандемией, исполнены все социальные обязательства, и это во многом обусловлено тем, что по основным направлениям производственной деятельности достигнуты хорошие показатели», – подчеркнул руководитель магистрали.
В течение года дорога погрузила 65,6 млн. тонн или на 0,7 млн. тонн больше запланированного. Значительно приросла погрузка зерна (+72%), грузов в контейнерах (+11%). Выполнены планы по грузообороту, производительности и среднесуточному пробегу локомотивов, среднему весу поезда и участковой скорости. Во второй половине года оживилось движение пассажирских и пригородных поездов.
Железнодорожники Куйбышевской в непростых условиях продемонстрировали, что умеют не просто хорошо трудиться, но и побеждать. В квартальных этапах отраслевого соревнования коллективы дирекций и предприятий завоевали 25 первых, 23 вторых и 14 третьих призовых мест, а шесть трудовых коллективов, в том числе и дорога в целом, вышли на первое место по итогам года. Общий объем дополнительного вознаграждения победителям составил сумму в 62,9 млн. руб.
В большинстве структур отрасли исполнено обязательство коллективных договоров по индексации заработной платы. На Куйбышевской магистрали среднемесячная зарплата на перевозках вышла к концу года на уровень 47,5 тыс. руб. (в 2019 г. – 45,7 тыс.). В основных производственных группах самый высокий уровень зарплат традиционно у машинистов дирекций моторвагонного подвижного состава (63,4 тыс. руб.) и машинистов дирекции тяги (63,2 тыс.).
Впрочем, в реальном выражении среднемесячная зарплата выросла только на 0,5%. Проблемы в экономике, противоэпидемиологические ограничения вызвали падение, казалось бы, привычных объемов работы, что повлекло за собой применение непопулярных мер. Более 6,1 тыс. работников затронул режим неполного рабочего времени, более 450 временно находились в режиме простоя с выплатой 2/3 среднего заработка, более 600 оформляли краткосрочные отпуска без сохранения заработной платы. Все это негативно влияло на общие показатели в области оплаты труда.
Тем не менее, зарплаты на Куйбышевской железной дороге превышают среднестатистическую в промышленности Приволжского федерального округа. В зависимости от регионов отрыв составляет от 15 до 47 процентов.
Конкурентоспособность зарплат поддерживают премии и другие выплаты. В отчетном году премиальный фонд Куйбышевской магистрали получил 4,5 млрд. руб., в том числе 0,5 млрд. на дополнительное премирование и 0,9 млрд. для выплаты вознаграждения за преданность компании.
В регионах с высокой текучестью кадров предприятия получали адресную поддержку в виде зональных надбавок. В прошлом году их размер варьировался от 816 до 11056 руб. ежемесячно на одного работника основной производственной группы.
Реализовывались и другие меры корпоративной социальной поддержки. Например, 233 работника Куйбышевской дороги, в том числе 148 молодых специалистов, получили субсидии компании на сумму 441,8 млн. руб. на погашение ипотечного кредита. На железнодорожных станциях Иглино и Сура стартовало строительство ведомственных жилых домов на четыре и две квартиры соответственно.
Корпоративная поддержка в размере 33,5 млн. рубл. оказана 169 родителям новорожденных детей. Исполняя обязательство Коллективного договора, компания ОАО «РЖД» продолжала софинансировать в равных долях взносы работников для формирования их пенсии в Негосударственном пенсионном фонде «Благосостояние». Таких вкладчиков на Куйбышевской более 33,5 тыс. В 2020 году вторую пенсию стали получать более 640 новых пенсионеров, ее средний размер – 5,6 тыс. руб.
«В числе целевых задач текущего года – повышение темпов роста производительности труда и опережающий рост заработной платы не менее чем на 3%», – сообщил Вячеслав Дмитриев.
Чтобы решить эти задачи и реализовать добиться намеченных коммерческих целей, дорога намерена наращивать деятельность сразу на нескольких направлениях: совершенствовать транспортную логистику, развивать грузовые дворы и другие транспортные объекты, внедрять современную погрузочно-разгрузочную технику, модернизировать действующие и создавать новые производства, адресно работать с грузоотправителями, расширять взаимодействие с местными органами власти.
На дороге разработана программа увеличения погрузки на 17,5% или до 77 млн. тонн к 2023 году, а инвестиции в объеме 826 млн. руб. для совершенствования инфраструктуры магистрали одобрены инвестиционным комитетом ОАО «РЖД».
Серьезные заделы есть. Продолжается реконструкция сортировочной станции Кинель – здесь создается новый крупный транзитный парк. Начато строительство железнодорожной инфраструктуры в районе особой экономической зоны под Тольятти. Разработано технико-экономическое обоснование проекта развития уфимского железнодорожного узла.
Набирает обороты цифровизация производства, запланировано внедрение новых цифровых модулей управления процессами, мобильных рабочих мест, развитие опции «Личный кабинет машиниста» и других. Продолжает обновляться инфраструктура пассажирского комплекса – в течение 2020 года отремонтировано 139 объектов, в том числе 72 вокзалов и 67 платформ.
В прошлом году инженерный блок дороги провел большую проектную работу, и в конце декабря был открыт Центр инновационного развития. Он уже наладил сотрудничество с более 10 российских субъектов, и сегодня Куйбышевская железная дорога вышла на лидирующие позиции в сетевом рейтинге инновационной активности.
Заметные успехи достигнуты в вопросах безопасности движения поездов. Нарушений зафиксировано более чем на треть меньше, чем годом ранее, а отказов технических средств 1 и 2 категории – на 20%. Наряду с другими, эти факторы позволили более весомо задействовать мотивационные инструменты. Так, объем вознаграждений за обеспечение безопасности движения составил сумму в 193,5 млн. руб.
Минувший год был отмечен и двукратным снижением уровня производственного травматизма. Профилактика на этом направлении подкреплялась финансово. Затраты на мероприятия по охране труда за последние четыре года выросли тоже в два раза. Только в 2020 году на эти цели было направлено 1,622 млрд. руб. (+18% к 2019 г.).
В рамках программы улучшения условий труда выполнены ремонт и переоснащение более 2,4 тыс. помещений для обогрева и приема пищи, приобретено более 340 шкафов для хранения спецодежды, свыше одной тысячи электробытовых приборов. В рамках другой программы Куйбышевская дирекция инфраструктуры ОАО «РЖД» получила 10 новых модульных табельных, 18 модульных пунктов обогрева.
Горячим питанием были обеспечены 16 домов отдыха локомотивных бригад и 6 производственных столовых. Средняя стоимость комплексного обеда укладывалась в сумму 151 руб. Бесплатным горячим питанием были обеспечены работники, задействованные на путевых «окнах» продолжительностью более 4 часов. Объем финансового покрытия составил сумму в 26,9 млн. руб.
По условиям коллективных договоров работодатели перечисляли профсоюзу целевые средства на организацию культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий. Кроме того, профсоюз использовал собственные средства на эти цели.
«В минувшем году Дорпрофжел и РФСО «Локомотив» провели три спортивно-массовых мероприятия дорожного и двадцать пять узлового уровней. В них участвовало 1800 человек. Профсоюзные «первички» охватили такими мероприятиями 5,5 тыс. человек», – рассказал Альберт Премилов.
На частичную компенсацию стоимости санаторно-курортных путевок было направлено 4 млн. руб., на обеспечение детского отдыха и досуга в дни зимних каникул – 1,2 млн. руб. В летний период детские оздоровительные лагеря дороги не открывались из-за пандемии, однако магистраль и профсоюз организовали две познавательных онлайн-смены для более 300 детей работников.
«Дискуссии, общение, конструктивный диалог на площадке форума укрепляют механизмы социального партнерства между профсоюзом и работодателями, рождают надежды и возможности для решения многих вопросов от развития производства до обеспечения достойного уровня заработной платы, улучшения условий труда и отдыха работников», – отметил в завершении форума председатель Дорпрофжел.