РАБОТАЮТ ИНСПЕКТОРЫ
Очередной пленум комитета Дорпрофжел на Куйбышевской железной дороге, посвященный вопросам правовой защиты членов профсоюза, прошел под знаком круглой даты – 105 лет назад в России учредили инспекцию труда.
Обзоре по повестке дня представили председатель Дорпрофждел Альберт Премилов, главный правовой инспектор труда в Дорпрофжел Ирина Илюхина. В работе пленума участвовали заместитель начальника дороги по кадрам и социальным вопросам Александр Заикин, начальник службы управления трудовыми ресурсами и организационной структурой Николай Данилов.
Свидетельством о рождении надзорного органа стал декрет Совета народных комиссаров РСФСР, подписанный 18 мая 1918 года.
Предполагалось, что инспектор труда будет единоличным представителем народного надзора и в сфере трудовых отношений, и в сфере охраны труда. Однако вскоре стало очевидным, что одному человеку это не под силу. Так произошло выделение трех видов деятельности – правового и санитарного контроля, а также технического надзора.
Правовых инспекторов избирали на профсоюзных конференциях, а технических и санитарных принимали на работу местные органы власти по вопросам труда.
Большинство инспекторов были распределены по участкам и осуществляли надзор в нескольких предприятиях, расположенных по соседству. Их называли участковыми.
Часть инспекторов контролировали сугубо отраслевые предприятия (железнодорожного и водного транспорта, связи, строительства, сельского хозяйства и т.д.). Их называли специальными.
Наиболее широкие полномочия получили правовые инспекторы труда. Все распорядительные действия: привлечение к судебной ответственности, проведение в жизнь предписаний специальных инспекторов, приостановку работ – осуществляли только правовое инспекторы. А в 1923-29 годы они выполняли также функции дознания по расследованию уголовно-наказуемых нарушений трудового законодательства.
В 1920 году штат инспекторов объединенного профсоюза работников железнодорожного и водного транспорта насчитывал 125 человек. К апрелю 1921 года их было уже 300, в том числе около 30 в сфере санитарного надзора и около 20 технических.
В 1933 году произошло слияние Наркомтруда и ВЦСПС. Государственные инспекции труда (правовая, техническая, санитарная) отошли в полное ведение профсоюзов.
В 1940 году в СМИ развернулась дискуссия о перспективах правовой инспекции. В итоге этот орган упразднили, а его функции передали технической инспекции и другим органам профсоюзов.
Вопрос о необходимости воссоздания правовой инспекции труда был поднят во второй половине 1950-х, после того, как руководство страны призвало профсоюзы повысить спрос с хозяйственных руководителей, нарушающих трудовое законодательство и не выполняющих обязательства по коллективным договорам.
В феврале 1958 года ВЦСПС в порядке эксперимента ввел должности правовых инспекторов в шести советах профсоюзов, а в ноябре 1976 года – в остальных советах и центральных комитетах отраслевых профсоюзов.
В 1989 году ЦК РОСПРОФЖЕЛ ввел должностей правовых инспекторов труда в штаты дорожных и отделенческих профсоюзных организаций.
Инспекторские команды состоят из квалифицированных специалистов, которые продолжают оставаться на страже интересов работников-членов РОСПРОФЖЕЛ и, кроме того, оказывают помощь руководству предприятий в вопросах организации труда в соответствии с нормами и правилами, безопасности производственных процессов и движения поездов, улучшения условий труда и производственного быта.