17.01.2013
Самарский метрополитен отметил круглую дату – четверть века назад он перевез первых пассажиров. Торжества по случаю знаменательного события состоятся 24 января в ДК железнодорожников имени Пушкина.
В августе 1967 г. в Куйбышеве (ныне – Самара) был зарегистрирован миллионный житель, что дало городу право претендовать на предоставление софинансирования для строительства метро. Областная власть с заявкой медлить не стала, однако добро Совмина СССР было получено лишь в 1977-м. Весной 1980 г. правительство страны утвердило проект первой очереди Куйбышевского метро протяженностью 17,32 км с 13-ю станциями. В этом же году началось строительство.
К финансированию масштабной стройки привлекли бюджеты МПС, Минтранса и горисполкома. На прокладку первого 4,5-килиметрового участка и создание базовой инфраструктуры ушло почти семь лет. 1 января 1987 г. началось формирование управления метрополитена. Его возглавил главный инженер Куйбышевского отделения одноименной железной дороги Игорь Иванович Карнаух (в августе 2012 г. этот легендарный человек ушел из жизни в 84-летнем возрасте). А 25 декабря госкомиссия подписала акт о приеме в эксплуатацию участка в составе 4-х станций («Юнгородок», «Кировская», «Безымянка» и «Победа»), и начальник «Куйбышевметростроя» Владимир Даниэльян торжественно вручил Карнауху символический ключ от подземки. Эта дата и принята за точку отсчета истории Самарского метрополитена.
Куйбышевское метро стало пятым по счету в России и 12-м в СССР (на тот момент уже функционировали метрополитены в Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Баку, Харькове, Ташкенте, Ереване, Минске, Горьком и Новосибирске).
26 декабря 1987 г. метрополитен открыл регулярные пассажирские перевозки. Новый вид транспорта сразу завоевал у горожан популярность – уже через 20 дней был зарегистрирован миллионный пассажир. Из года в год пассажиропоток увеличивался и в 1994-м вышел на отметку 35 миллионов в год. К тому времени в строй были введены еще три станции («Советская», «Спортивная» и «Гагаринская»).
В жизнь города стремительно ворвалось ощущение свернутого пространства и победы над временем. В этой возможности почувствовать скорость, помноженную на безопасность и комфорт, словно материализовались слова современника – скульптора-монументалиста Александра Бурганова: «Метро – это небо наоборот… Подземными трассами мы летим быстрее птиц, чтобы вынырнуть на поверхность где-то там, на другом конце города».
Более 1000 человек трудятся в Самарском метрополитене и 945 из них состоят в Российском профсоюзе железнодорожников и транспортных строителей. Примечательно, что профорганизация на этом предприятии была создана еще до запуска подземки в эксплуатацию.
Забот у профкома метро немало. Одна из главных – функционирование Коллективного договора между трудовым коллективом и администрацией. Профсоюз контролирует полноту предоставления работникам льгот, компенсаций и гарантий, выступает заступником и ходатаем в вопросах оплаты труда, жилищного обеспечения и многих других.
Организация труда в метрополитене специфична. Предприятие функционирует сутки напролет: днем – перевозки, ночью – профилактика и техническое обслуживание. Нередко график расписан с точностью до минут. При этом около 70% работников подвергаются воздействию вредных или опасных производственных факторов.
- Все это и обуславливает повышенное внимание нашего профактива к мероприятиям по охране труда, организации отдыха машинистов в Бригадном доме, страхованию работников и поддержанию позитивного микроклимата в бригадах, дистанциях, службах – делится председатель профсоюзной организации метрополитена Владимир Полстьянов.
Стоит отметить, что любые изменения в режиме труда и отдыха персонала, в особенности машинистов, администрация поземки согласовывает с профсоюзом. Совместно с профкомом решаются и вопросы организации оздоровительного отдыха метрополитеновцев. На одном из волжских островов в интересах коллектива действует турбаза «Голубой экспресс». На льготных условиях здесь ежегодно отдыхают более 600 работников метро и членов их семей. Профсоюз частично компенсирует стоимость санаторных путевок.
Еще одно направление в деятельности профкома – приобщение коллег к спорту и здоровому образу жизни. В распоряжении работников метро два спортивно-тренажерных зала, работают секции по настольному теннису, мини-футболу, шахматам, волейболу. Профорганизация регулярно организует соревнования по различным видам спорта, а сборные команды подземки выступают на городских первенствах и спартакиадах международной ассоциации «Метро», объединяющей метрополитены и ряд производств бывшего СССР. Победители и призеров обязательно поощряют.
К другому краю Самары метро пока не дотянулось. Рухнула страна, залихорадило экономику, и плановый ввод станций превратился в вялотекущий процесс. За два последних десятилетия построены только две – «Московская» и «Российская». Достройка еще одной – «Алабинской», заложенной в 2007 г., из-за дефицита средств продвигается медленно (ввод перенесен на 2015-16 гг.). Кроме того, метрополитен, некогда чрезвычайно востребованный, оказался в стороне от основных пассажирских потоков – промышленные предприятия в восточной части города, с которой началась прокладка подземки, в разы сократили объемы производства и персонал или вовсе прекратили существование.
Не охватывая и 10% пассажирского трафика, неся значительные убытки, сегодня Самарское метро перевозит в среднем около 50 тысяч пассажиров в день (около 15,5 млн в год). Все надежды на положительную динамику этих показателей связаны с вводом новых станций.
- Новые станции метро – это новые рабочие места и повышение его рентабельности. Это развитие городского бизнеса через повышение мобильности людей и прочие косвенные экономические выгоды, – уверен директор Самарского метрополитена Сергей Шамин.
Только факты
Самарский метрополитен – это 11,4 км путей, 1 линия и 9 станций.
В августе 1987 г. метрополитен получил первые 11 пассажирских вагонов мытищенского завода «Метровагонмаш». В 1990 г. метро располагало уже 32-я вагонами. Сейчас их 46.
1 ноября 1987 г. состоялся первый прогон экспресса по рельсам метро. Состав под управлением Владимира Каюкова вышел из депо в 21.40 и выполнил две рабочих обкатки по тоннелям. В кабине машиниста также находились начальник метрополитена Игорь Карнаух и начальник службы пути и тоннельных сооружений Борис Мрыга.
Поезда с первыми настоящими пассажирами отправили в путь машинисты А. Суриков и В. Аверин. Это произошло 26 декабря 1987 г.
На линии метро одновременно работают 6 четырехвагоннных экспрессов. Седьмой находится в оперативном резерве. Интервал между поездами составляет 7-9 минут.
Максимальная скорость экспрессов составляет 80 км/ч. Разгонять составы быстрее нет необходимости. От станции до станции не более полутора километров, и перегон преодолевается в среднем за 1,5 минуты.
Чуть более 20 минут занимает поездка от станции «Юнгородок» до станции «Российская».
Метрополитен располагает 17 подземными вестибюлями, 36 сходами на станции, 10 подуличными пешеходными переходами и 25-километровой дренажной системой.
В системе метро эксплуатируются 65 стрелочных переводов, более 14 тысяч осветительных приборов и устройств, 52 водоотливных установки.
В рамках программы по обеспечению антитеррористической защиты Самарский метрополитен одним из первых в России был оснащен системой видеонаблюдения, современной системой связи, устройствами контроля прохода в тоннель и другим спецоборудованием.
В 2012 году в метрополитене проведен средний ремонт 12 вагонов, устранены причины протеканий на станции «Гагаринская».