В ЦИЛЬНУ ЗА ИСТОРИЕЙ
В дорогу меня позвал руководитель Волго-Камского филиала Дорпрофжел Александр Ермошин. «Посмотришь еще одно место, где стараниями одного из наших профгруппоргов живет история», – заинтересовал он.
И мы поехали. На небольшую стыковую станцию Цильна на границе Куйбышевской и Горьковской железных дорог. Мимо небольших поселков и кагатных полей с горами сахарной свеклы.
Эта станция появилась в 1942 году, в ходе экстренной прокладки Волжской рокады, легендарной железнодорожной ветки, связавшей сражающийся Сталинград с тыловыми поставщиками по линии Саратов – Сызрань – Ульяновск – Свияжск.
Со временем рядом сформировался рабочий поселок, а в 1967 г. неподалеку от него заработал первый и единственный в Ульяновской области сахарный завод. Сегодня он может производить до 4,2 тыс. тонн сахара в сутки. Кстати, именно в Цильне я узнал, что из 1 кг сахарной свеклы можно получить в среднем 150 г сахара.
В настоящее время в поселке проживает около 4 тыс. жителей, в том числе семьи действующих и бывших железнодорожников.
Сахарный завод, а также элеватор и нефтеперерабатывающее предприятие – главные грузоотправители для станции, а основной объем выгрузки дают нефтепродукты и щебень.
Когда-то на станции осуществлялись посадка и высадка пассажиров местного сообщения. Для них построили здание с кассой и небольшим залом ожидания. Когда станция утратила функцию пассажирской, объект использовался как подсобка для инвентаря.
Это помещение и присмотрела под музейное пространство начальник станции Ремзия Хайрутдинова, энергичный человек и творческая личность. Она же профгруппорг и, к слову, многодетная мама.
Экспонаты, документы и фотографии для музея предоставили бывшие работники и их потомки, стенд с летописью Волжской рокады помог изготовить дорожный музей, а вопрос с ремонтом помещения был благополучно решен после обращения к начальнику дороги Вячеславу Дмитриеву.
Музейную фотохронику Ремзия Равиловна воссоздала на собственные средства, оплатив изготовление и обработку копий, а также создание текстовых комментариев. На снимках – руководители и работники станции разных лет, в том числе первый начальник Цильны Даниил Иванович Патрушев.
Помимо Цильны, в ведении Хайрутдиновой соседний разъезд Шумовка и станция Лаишевка. С железной дорогой ее, школьного учителя, можно сказать свёл супруг. После замужества приехала к нему Цильну, дополнительно окончила железнодорожный техникум и устроилась приемосдатчиком груза и багажа. Затем трудилась дежурной по станции и вот уже шестой год начальником.
«Наш небольшой музей не только хранит память и рассказывает об истории. Он объединяет людей разных поколений, а главное побуждает к душевным воспоминаниям и доброму общению», – убеждена Ремзия Равиловна.